ОбзорыРепортажИнтервьюТест-драйвДегустацияExpert talkО проекте
Хлеб всему голова, хреновина – всему синоним.
RSS RSS Mail
Комментарии
Александра Яцутко
Убрать лишнее

Скульптура

Денис Яцутко, 7 ноября 2009 года9 комментариев

Празднично украшенный Ильич

Максим Вельчовский. Ornament & CrimeДумаю, не все, но многие наши читатели росли в эпоху, когда светлый лик Владимира Ильича Ленина смотрел, как мечта старухи Шапокляк, со всех газет, стен и других поверхностей. Я сам помню, что портрет дедушки Ленина висел в помещении моей группы детского сада, потом над доской в классе в начальной школе, бюст Ленина стоял в актовом зале. Позже, в математической школе, каждая тема по химии начиналась с цитаты из Ленина. Обратите, кстати, внимание на картинку рубрики «Скульптура» на нашем сайте, к которой отнесена эта запись: когда советский человек думает о скульптуре, первое, что всплывает в его голове, это памятники Ленину. Вот... А ещё, когда я учился где-то в средних или даже начальных классах, среди моих сверстников был распространён миф, согласно которому Ленина допускалось рисовать только профессиональным художникам. Потому что, мол, если нарисовать Ленина плохо, выйдет кощунство, что-то сродни богохульству в христианской культуре (впрочем, я об этом уже писал). Возможно, детское воспоминание об этом табу и делает столь забавными для представителей моего поколения разные э-э... смелые интерпретации образа Ильича. То есть, на сегодняшний день ничего в них смелого нет, потому что можно, но детские табу оставляют в мозгах следы неизгладимые. Так что, когда я смотрю на фарфорового Ленина, расписанного то ли под Гжель, то ли под Делфт, меня слегка торкает.       

Денис Яцутко, 22 октября 2009 года21 комментарий

Памятники сатане

Мария Левинская. Фонтан Адам и Ева, фрагментВ апреле 2008 года я внезапно обнаружил возле станции метро «Новокузнецкая» памятник сатане (см. фото слева). Вернее, это был фонтан, представляющий собой скульптурную группу из Адама, Евы и жизнерадостного змея (автор – скульптор Мария Левинская). Как мы знаем, ветхозаветного змея не сразу стали трактовать как воплощение диавола, но, тем не менее, среди ныне бытующих интерпретаций «Змей есть сатана» – главная и самая известная. Выходит, что посреди исторического центра Первопрестольной Нерезиновой впендюрили памятник Первому Революционеру. И не побиваемому святым Егорием, а весело катающему на себе мифических первопредков человечества. Казалось бы – ну и что? Мне – ничего, я атеист. А вот, интересно, как смотрят на этот фонтанчик разного рода религиозные люди? Они ведь любят всюду видеть рога диавольские и, потирая ручки, сокрушаться, уличая власти, художников и всех на свете в приверженности злу.

Так или иначе, увидев тогда эту скульптуру, я решил написать коротенькую заметку о памятниках дьяволу. Решил – и благополучно отложил в долгий ящик. Не прошло и двух лет – я наткнулся в книге Жоржа Минуа «Дьявол» на упоминание других скульптурных портретов Ацкого Сотоны, что и послужило причиной моего возвращения к теме. Итак...       

Хреновина.net, 17 октября 2009 года13 комментариев

Скульптура из листа бумаги

Peter Callesen. Скульптура White Hand из листа А4Из самых обыкновенных листов бумаги формата А4, которых полно в каждом принтере, и обычного клея, которого тоже везде полно, художник Петер Каллесен (Peter Callesen) делает настоящие объёмные скульптуры. Одна из них – под названием White Hand – на картинке слева. «Мне интересно работать с листом бумаги, – говорит Петер, – потому что сегодня это самый обычный из используемых формат для передачи информации, и в этом смысле он перегружен. То есть, мы редко замечаем фактическую материальность листа А4. Убирая всю информацию и начиная с чистого листа, я чувствую, что нашёл материал, к которому все мы имеем отношение, и который, в то же время, незагружен и нейтрален и поэтому легко приобретает новые значения. Тонкий белый лист делает скульптуры недолговечными, и это подчёркивает трагичность и романтичность работ».       

Александра Яцутко, 10 октября 2009 года9 комментариев

Одеться до неузнаваемости

Nick Cave. Костюм серии SoundsuitsАмериканский художник Ник Кейв (Nick Cave), который не композитор, то есть, не тот Ник Кейв, делает офигительные костюмы-скульптуры из всякого никому не нужного старья, вдохновляясь африканскими ритуальными и маскарадными нарядами. Проект называется Soundsuits, дословно – «звучащие костюмы». В описании сказано, что костюмы, если их надеть и носить, звучат в прямом смысле слова, но далеко не все они выглядят похожими на штуки, издающие звуки. Хотя вот этот костюм, который на картинке слева, может греметь костяшками счётов, если мотать головой вправо-влево. Да и пуговицы, которыми тесно вышита основная часть, могут подать голос.

Ну а теперь – много, очень много картинок.       

Денис Яцутко, 1 октября 2009 года4 комментария

Зайцы весенних стоп

Willy Verginer. Фрагмент скульптуры Spring Slippers (весенние шлёпанцы)Зайцев, кроликов, других небольших пушистых зверьков приятно трогать. Да и выглядят они ужасно мило. Не зря же так популярны изуверские шлёпанцы в виде пары несчастных белых зайчат с полостью для вставки человеческой стопы. Да, возможно, засунуть ногу в сплетение тёплых, ещё полуживых внутренностей зайцеобразного тоже приятно, но едва ли приверженцы таких тапочек представляют себе, надевая их, именно это. Всё же, наверное, они думают о мягкой шёрстке живого зайчика, о его маленьких лапках, нежных ушках, тёплом животике... Вспомним, кстати, что стопа современного человека, всю жизнь ходящего в обуви, – одно из самых чувствительных мест на его теле, излюбленный объект любителей извести ближнего щекоткой. А теперь, подумав обо всём вышеупомянутом, посмотрим на скульптуру Вилли Верджинера (Willy Verginer) Spring Slippers («Весенние шлёпанцы»). Только представьте ноги, вынутые из тяжёлой зимней обуви и предоставленные заботам двух крольчат... И обратите внимание на окраску скульптуры. Автор будто бы совершенно произвольно разделил её цветом надвое: выше линии стыка цветов находится реальное, ниже – умозрительное. То есть, мы понимаем, что человек просто надел после зимы лёгкую весеннюю обувь и уставшие за зиму ноги так рады, что мозг лишь представляет на их месте прижавшихся к стопе животами зайцев...       

Хреновина.net, 10 сентября 2009 года3 комментария

Авифауна

Maarten Kolk & Guus Kuster's. Avifauna. Blackbird, чёрный дроздВ качестве упражнения для развития воображения у детей рекомендуют, кроме прочего, тренировать умение видеть осмысленные картинки в чём-то, что ими точно не является. Увидеть в форме лужи профиль волка, например. Или воина с мечом среди цветов на обоях. Или, как в замечательном рассказе Юрия Яковлева (у него они все замечательные) «Собирающий облака», облако, похожее на слона.

Но это не так уж сложно. А вот некоторые люди способны увидеть не просто случайно получившийся рисунок, а потенциальную возможность образа. И проявить эту потенцию буквально одним жестом. А тем, кто будет смотреть на это, уже не надо будет выискивать скрытые фигуры – можно просто смотреть.

Два голландских дизайнера (Maarten Kolk и Guus Kuster), любящие природу и ткань, а также прекрасно умеющие выражать идею через форму, приделали две птичьи лапки куску чёрной ткани. Результат вы видите на первой картинке – это Blackbird, чёрный дрозд. Одна из трёх скульптур серии Avifauna.       

Хреновина.net, 8 сентября 2009 годаКомментировать

Огне- и вододышащий дракон

Yanobe Kenji. Лодка Lucky DragonЕсли представить себе двух обычных огнедышащих зверей, которые вздумали подраться, победит из них тот, кто прочнее и жароустойчивее. А вот герой нашей сегодняшней записи (на картинке слева; по клику откроется полная версия) гораздо хитрее: он одинаково хорошо изрыгает и огонь, и воду – тушить чужой огонь. Кроме того, он лодка (вернее, наполовину лодка). Зовётся незамысловато – Lucky Dragon, дракон удачи. Высота – 15 метров. Был представлен в этом году на фестивале Aqua Metropolis в Осаке. И, надо сказать, представлен весьма эффектно и зрелищно.       

Хреновина.net, 27 августа 2009 года4 комментария

Остеомеханика

Рон Белл. КраниомеханикаИскусствоведы, культурологи, да и сами художники любят классифицировать арт-объекты. Для всего непременно придумают специальное слово. Они никогда не скажут, что это вот, мол, просто красивая картинка и фигурка, нет, они скажут, что это вот фовизм, это фотореализм, а, например, это – ампир. Некоторые художники или искусствоведы норовят специально придумать новый термин, даже если за ним никакого особенно нового содержания и нет: если термин устоится, закрепится в литературе, можно краешком седалища найти местечко в истории культуры. Вот, например, некто Рон Белл (Ron Bell) делает из разного старья типичные такие поделки для украшения интерьера. Обычно такое называют стимпанком, кинетической скульптурой (если оно движется) или (тоже, кстати, новый термин) клокпанком, если обильно используются детали часовых механизмов. Но этот автор применяет в своих изделиях ещё и кости и черепа. А значит что? Правильно. Это новый жанр. Даже жанры. Потому что есть просто кости, а есть черепа. Первое, соответственно, назовём остеомеханикой, второе – краниомеханикой. И будем тихо переться.       

Александра Яцутко, 11 августа 2009 года4 комментария

Гномогоны. Часть IV

Fred Conlon. Gnome-Be-Gone, гномогон-танкистАвгуст в разгаре, и полку гномогонов (Gnome-Be-Gone) прибыло. Вообще, возникают серьёзные сомнения в том, что хотя бы какие-то гномы сумели выжить. Во всяком случае, в Европе. Потому что гномы появились и начали активно плодиться именно там. И в какой-то момент так сильно надоели, что европейцы (создатель гномогонов Fred Conlon – ирландец) были просто вынуждены придумать хоть что-то, чтобы прекратить это торжество безвкусия в шапочках. Так что европы защищены хорошо и полностью, а вот у российских садов всё ещё впереди. Никакими гномогонами тут и не пахнет, зато и гномов пока мало. Но появляются они всё чаще и чаще, так что есть смысл побеспокоиться заранее. Например, нанять к себе на бессрочную службу (стоит это 500 американских долларов) гномогонов-танкистов. В предыдущем выпуске мы уже показывали восемь разных одно- , двух- и трёхместных танков. Вот ещё – на первой картинке. Дальше – больше.       

Хреновина.net, 28 июля 2009 года5 комментариев

Хламные животные

Anna P. Smith. Игрушка Pronghorn (вилорогая антилопа)Однажды американка по имени Анна Смит (Anna P. Smith) разобрала сломанный мобильный телефон и подумала, что его детали похожи на части тел животных. В итоге сейчас девушка побеждает на всяких конкурсах, устраивает собственные выставки и успешно продаёт свои поделки. На первой картинке как раз одна из них – Pronghorn (вилорогая антилопа). Несмотря на то, что коллекция называется «роботы», это, конечно, никакие не роботы, и даже не заводные игрушки, а просто игрушки с движущимися частями (у этой антилопы, например, подвижные ноги, шея и голова). Но животные, сделанные из электронных компонентов и частей механизмов, прекрасны и без возможности самостоятельно скакать, плавать и летать. С ними можно снимать крутые мультфильмы (на сайте Анны есть несколько флешевых примеров), их можно фотографировать для иллюстраций, с ними можно, в конце концов, играть (высота антилопы всего 23 сантиметра). Некоторые из них можно даже купить. Недёшево.       

9