ОбзорыРепортажИнтервьюТест-драйвДегустацияExpert talkО проекте
Хлеб всему голова, хреновина – всему синоним.
RSS RSS Mail
Комментарии
Александра Яцутко
Ещё один маленький автомобиль

Скульптура

Денис Яцутко, 30 декабря 2009 года8 комментариев

Внебрачные дети Ктулху

Говорят, Великие Древние любят иногда оплодотворять людей. В результате, вероятно, рождаются полулюди-полумонстры (впрочем, покажите мне человека, не являющегося монстром на все сто). Типичный признак монстра в массовом сознании какой? Ну, например, щупальца. С другой стороны, современная массовая культура сделала разных монстров, в том числе со щупальцами, уже такими родными и милыми, что так и хочется прижать их к груди, обогреть, напоить добрым чаем с плюшками... Мы уже, к слову, замечали как-то, что в рубрике «Игрушки» у нас всё больше и больше становится игрушек условно страшных. А одна читательница даже оставила к одной из записей в этой рубрике пару комментариев о том, что это очень плохо, что это то ли ведёт к нарушениям психики, то ли является их следствием, что, мол, такие игрушки «прикидываются» милыми мишками и пупсами, а на самом деле едят ваш мозг. После этих комментариев нам стало особенно приятно представить вам фигурки работы художницы Kathie Olivas: поди пойми, кто в них кем прикидывается. Вот, например, в начале этой записи фигурка чего-то такого со щупальцами, которое прикидывается девочкой, которая прикидывается розовым мишкой. Называется Sweetness – «Сладость».       

Денис Яцутко, 26 декабря 2009 года8 комментариев

Потеряться во сне

Не уметь найти выход из сновидения – одно из самых странных состояний, которые мне приходилось испытывать. Сновидения и сами по себе бывают престранными (те из них, которые не забываются после пробуждения, я стараюсь записывать), но когда начинаешь просыпаться из сновидения в сновидение и никак не можешь проснуться по-настоящему, пробудиться и оказаться в нужной, родной реальности, это пугает и восхищает одновременно. Эдакий, знаете, восторг на грани смерти. А может быть даже уже за её гранью: в таком сновидении невозможно ручаться, жив ты ещё или это уже последние секунды агонии мозга в почти мёртвом теле. Есть очень страшный анимационный фильм Ричарда Линклейтера о подобном состоянии человека. Называется «Пробуждение жизни» (Waking Life). Правда, смотреть его рекомендую только тем, кто способен слушать много длинных монологов, преимущественно – людям с гуманитарным образованием (хотя, конечно, не только). То есть, поясню, этот фильм не всякий осилит. Если, например, вы ждёте непременного динамичного действия, «Пробуждение жизни» не для вас.

Да, а вспомнил я обо всём этом, потому что увидел фото бронзовой статуэтки американского художника Джеймса Кристенсена (James C. Christensen), которое и вы можете наблюдать. Статуэтка называется Sleeper Lost in Dreams – «Спящая, потерявшаяся в сновидении».       

Денис Яцутко, 25 декабря 2009 года10 комментариев

Лицо войны

На кого похожи дети в противогазах и коротких штанишках? Видите картинку слева? Нажмите на неё мышкой, чтобы увеличить и рассмотреть детали. Да, конечно, всем, кто застал начальную военную подготовку в советской школе и игру «Зарница», она именно эти вещи и напоминает. Тем более что это, похоже, какая-то ранняя «Зарница» и есть. Все мы, дети СССР, ходили в своё время по школе в противогазах и подкалывали спрятавших лица под резиновые маски со стеклянными окулярами одноклассниц невинной фразой: «Ты просто не представляешь, как тебе идёт!» Теперь вместо НВП в школах практикуют ОБЖ, но ведут этот предмет всё те же военруки, а дети, вроде бы, по-прежнему учатся там правильно надевать противогазы. Причём и противогазы всё те же. То есть, те самые, в которые ещё мы с вами надышали... Впрочем, это всё лирика. Вы к картинке присмотрелись? Ассоциативные ряды перебрали? Отлично. Значит, я уверен, Микки Мауса хоть кто-нибудь да вспомнил.       

Хреновина.net, 19 декабря 2009 года11 комментариев

Боль, вязанная крючком

Emily Barletta. Рукодельная скульптура Horizon, фрагментДаже если внимательно разглядеть эту картинку в оригинальном размере (она откроется по клику), всё равно будет трудно предположить, что это такое. Формально – войлок, нитки и клей. Фактически – фрагмент скульптуры Horizon (в переводе – или горизонт, или геологический ярус). Реально – это что-то неведомое и страшное. Эмилия Барлетта (Emily Barletta), которая сделала эту штуку, наверное, пережила немало крайне неприятного: она пишет, что начала делать свои скульптуры потому, что многочасовые занятия вязанием и вышиванием помогали справляться с болью. Работы постепенно копились, а их автор весьма преуспела в совершенствовании искусства создания осязаемых слепков собственных ощущений и переживаний. Она ничего не планирует заранее, а просто позволяет материалам естественным образом воплощаться в рукодельную скульптуру так, как они сами пожелают.       

Хреновина.net, 14 декабря 2009 года64 комментария

Куклы Santani

Santani и её кукла SowlВсе, кто проводит в интернете больше получаса в день, давно знают прекрасного пугающего зайца, получившего в народе имя Пятниццо. Он разошёлся по постам и юзерпикам, засел на Лурке и съел мозг далеко не одной тысячи юзеров. Как это обычно бывает в интернетах, происхождением животного никто особенно не интересовался. Некие ретивые дельцы, из тех, что любят надёргать из сетей баянов и издать их на глянцевой бумаге, приобщив оффлайновых чуваков за деньги к мемам заэкранной реальности, даже поместили этого зайчика на обложку своего беспонтового (и очень дорогого) сборника. Думали, что автор зайца – какой-нибудь заокеанский буржуин, который никогда в жизни об их макулатуре не узнает и ничего не предъявит. Вообще многие так думали – про буржуина. И понятно, почему: не матрёшка же, не будённовец оловянный и даже не кукла Даша какая-нибудь. Непривычная, в общем, для советского человека стилистика. Между тем, и мир меняется (вместе с эстетикой), и выросли давно в прославляемых пенатах люди не совсем советские и совсем не советские. Короче говоря, автором Пятниццы оказалась девятнадцатилетняя москвичка, студентка МГУ по прозвищу Santani. Более того, из-под её пальцев вышло ещё много фантастических (и фантастически красивых) кукол, на которых нельзя смотреть спокойно. Хотя бы потому что они на тебя тоже смотрят – прямо внутрь головы.

Узнав, что создательница этих животных находится от нас на расстоянии буквально одного марш-броска по туннелям метро, мы, не раздумывая, предложили ей встретиться. И встретились.       

Хреновина.net, 9 декабря 2009 года1 комментарий

Опасный фарфор

Brendan Lee Satish Tang. Manga ormolu ver. 3.0-b, 2007Взглянув на вазы работы товарища со сложным именем Брендан Ли Сатиш Тан (Brendan Lee Satish Tang), невозможно не вспомнить один отрывок из божественного Пратчетта («Движущиеся картинки»):

— Между прочим, — сказал он, разглядывая устройство с близкого расстояния, — этот горшок довольно древняя ваза эпохи династии Мин.
И предусмотрительно замолчал.
— Почему именно Мин? — как и предполагалось, спросил аркканцлер.
Казначей стукнул по стенке горшка. «Мин-н-н», — отозвался тот.
— И что, все эти вазы Мин плюются в людей свинцовыми шариками? — спросил Чудакулли.
— Нет, мэтр. Риктор использовал ее, чтобы поместить туда… некий механизм. Хотя нам еще предстоит узнать, что это за механизм и как он действует…

Действие происходило в Незримом университете, беседовали волшебники, а помещённый в вазу механизм, как вскоре выяснилось, измерял количество реальности и, если последней становилось мало, стрелял в рядом стоящих людей свинцовыми шариками, норовя если не убить, то покалечить. Брендан Ли Сатиш Тан для центральных фигур скульптурной серии Manga Ormolu использовал как раз форму и рисунок ваз династии Мин (Ming). Вазы он соединил с мультяшно-футуристическими конструкциями, благодаря которым псевдодревний фарфор стал выглядеть не то как опасное оружие, которое вот-вот выстрелит, не то как вместилище тонкой электроники и аудиоаппаратуры. Или же и то, и иное вместе.       

Денис Яцутко, 5 декабря 2009 года9 комментариев

Кто любит Троицу?

Александр Косолапов. Скульптура Hero, Leader, GodНа картинке три идола. Во всех смыслах. Три изваяния и три поп-звезды. Постмодернистская Троица. Если точнее, советская постмодернистская Троица. Потому что Ленин. Нынешняя отечественная молодёжь уже и не знает, кто это. Для них что Ленин, что Высоцкий времён бородатости, что, например,Тургенев с Некрасовым – всё одно лицо. Впрочем, они и Микки Мауса с Христом не признают. Потому что это не Наруто, не Гандам и не черепашки-нинзя. Интересно, узнают ли Ленина какие-нибудь парижские арабы или берлинские турки? Хотя пофиг на них. Для тех, чей мозг укоренён в прошлом хотя бы на пару десятков лет, всё это адское тримордие (от санскритского слова «Тримурти», ага) легко читается. Впрочем, автор этой литой коммерческой иконы художник Александр Косолапов всё же уточнил роли изображённых фигур в её названии – «Герой, Вождь, Бог». Фактически, те самые «Бог, Царь и Герой», от которых нам, по версии одной некогда популярной песенки (ремарка для молодёжи: слушать второй куплет), не видать избавленья. Мда. В самом деле не видать. В том или ином воплощении они нагоняют всюду.       

Хреновина.net, 17 ноября 2009 года1 комментарий

Телефонные овцы

Jean Luc Cornec. Инсталляция Telephone SheepПройдёт ещё немного времени, и некоторые посетители Музея связи во Франкфурте-на-Майне (Museum für Kommunikation) потребуют дополнительных объяснений по поводу инсталляции Telephone Sheep – весьма оригинальных овец, сделанных из старых (во всех смыслах этого слова) телефонных аппаратов. В конце концов, уже несколько лет назад нам рассказывали о школьнице, которая рассмеялась в кабинете директора, увидев, как тот взял трубку обычного советского телефона, а подавив в себе приступ смеха, извинилась и спросила, зачем трубка привязана к базе. Впрочем, музеи для того и предназначены, чтобы можно было оглянуться назад, ощутить резвость технологий и объяснить ребёнку, что было до того, как изобрели компьютеры.       

Денис Яцутко, 15 ноября 2009 года4 комментария

Опять Мона Лиза

Motherboard Mona LisaВ незапамятные времена, когда принтеры ещё назывались АЦПУ и были исключительно матричными и рулонными, а большинство доступных избранным смертным компьютеров совершенно не умели работать с графикой, среди этих самых избранных смертных было модно непременно иметь в собственности распечатанную на АЦПУ «Мону Лизу», выполненную в псевдографике, то есть, иксами, ноликами, «черепашками» (¤) и прочими значками, присутствовавшими тогда на клавиатурах. Некоторые гордо вешали этих ASCII-артных джоконд на стенки кухонь и кабинетов. Я эту любовь не разделял, о чём и сказал однажды одной обладательнице джокондовой распечатки. «А тут прикол вот в чём, – ответила обладательница, – если долго смотреть на эту распечатку, а потом перевести взгляд на чистую стену, перед глазами всплывает настоящая Мона Лиза, как её написал Леонардо – в цвете, ну, в общем, настоящая...» «Чушь какая-то, – сказал я, – это же просто мозг вспоминает виденные ранее нормальные репродукции, вот и всё. Покажи эти значки чуваку, который никогда не видел таких репродукций, – ничего у него не всплывёт». Мы даже поспорили. Правда, в СССР трудно было найти человека, который не видел цветной репродукции госпожи Лизы. Мы не нашли. Ещё я спросил, мол, если фишка в том, чтобы всплыла нормальная цветная картинка, почему сразу эту самую картинку и не повесить? В общем, мы друг друга не поняли. Ну и ладно... Леонардовскую Джоконду с тех пор не оставили в покое. Очередные интерпретации появляются снова и снова. Вот недавно какие-то чуваки слепили Лизу из слотов и прочих деталей старых материнок. Получилась Motherboard Mona Lisa. Сейчас она висит в штаб-квартире ASUS на Тайване.       

Денис Яцутко, 11 ноября 2009 года2 комментария

Когда Ленин был маленький...

Памятник Ленину в ЕлабугеПока не остыл предыдущий Ленин, покажем вам ещё одного. Смотрите на картинку. Это памятник вождю мирового пролетариата в Елабуге (Россия, Татарстан). Правда, весьма необычное композиционное решение? Высокий постамент, на самой макушке которого красуется махонький, чуть ли не настольный бюстик. Эдакий Ильич Комнатный Возносящийся. Говорят, ещё в 1925 году жители Елабуги решили поставить у себя памятник Ленину, но смогли собрать на него слишком мало денег. Хватило только на небольшой бюст. Зато, чтобы всё-таки смотрелось величественно, приделали к этому малышу несоразмерно большой постамент. А потом ещё и стену пристроили, вроде кремлёвской. В итоге получилась неплохая достопримечательность, необычная.

К слову, лично мне этот памятник напоминает перестроечную репризу каких-то юмористов. Один из них говорил: «Когда Ленин...» И сдёргивал платок с огромного парадного бронзового бюста вождя. А другой продолжал: «...был маленький...» И ставил рядом с первым бюстом другой, маленький, настольный.       

8