ОбзорыРепортажИнтервьюТест-драйвДегустацияExpert talkО проекте
Хлеб всему голова, хреновина – всему синоним.
RSS RSS Mail
Комментарии
Александра Яцутко
Каблуками вперёд

Скульптура

Хреновина.net, 14 мая 2010 года3 комментария

Ложечные монументы

Саяка Кадзита Ганз. Скульптуры из пластиковых предметов бытаБронза, мрамор, гранит. Гипс выглядит несерьёзно, антрацит – вызывающе авангардно. Вернее – выглядели. Скажи скульптору прошлого, что сегодня будут делать скульптуры из... да из чего угодно. А как же, спросил бы скульптор прошлого, монументальность? Бронза, она ведь века стоит, а это вот всё... А нормально монументальность. Сегодня что в галерее неделю простояло, то и монументально, что в инете в виде фоточек разошлось, то и навечно. Вечность нынче пошла короткая.

Так что, сегодня в порядке вещей делать скульптуры из, например, пластиковых ложек, кухонных инструментов и прочих бытовых предметов, как это делает Саяка Кадзита Ганз (Sayaka Kajita Ganz), родившаяся в Японии и живущая сейчас в США. Глядя на её стремительных, вылетающих, например, из стены животных, трудно воспринимать одноразовые ложки и тефлоновые или алюминиевые половники как нечто недостаточно для скульптуры благородное.       

Денис Яцутко, 13 мая 2010 года8 комментариев

Les Voyageurs

Бруно Каталано. Альфредо (из серии «Путешественники»)Является ли характерная для современного искусства серийность его достоинством? То и дело попадают в поле зрения художники, схватившие один удачный приём и эксплуатирующие его после этого до потери пульса, до полного стирания новизны и превращения гениальной находки в скучную или даже раздражающую «визитную карточку». Выпячивают один яркий приём и выдают его за манеру, за индивидуальность. Ладно ещё, когда это что-то совсем простое, вроде рисунка гелевой ручкой на питом чайном пакетике. Одним таким никого не удивишь, а вот расставив их несколько тысяч – другое дело, зрителя берёт количество. «Ух, как дофига!» – ахает зритель. Но если произведение и само по себе заметное, и некий новаторский приём в нём использован в самом деле интересный, зачем это тиражировать? В конце концов, устойчивое сочетание «Выйти в тираж» всё ещё означает – потерять уникальность, уважение, качество, стать стандартным. По-хорошему, подлинному художнику следовало бы непрестанно искать и новые объекты для творческой интерпретации, и новые способы последней. И чураться тиражности, как граверы прошлого, уничтожавшие доску после пяти-шести оттисков. К чему это я всё? К скульптурной серии «Путешественники» (Les Voyageurs) Бруно Каталано (Bruno Catalano). На открывающей картинке деталь одной из скульптур этой серии.       

Ed Lewis. Gummi Bear SurgeryИзобретательный и любопытный человек по имени Эд Льюис (Ed Lewis) придумал весьма оригинальный способ разнообразить поедание мармеладных мишек: он немного улучшил их хирургически с помощью скальпеля и металлической трубочки. И выложил иллюстрированную инструкцию. Всё очень просто: фрагменты мишек разных цветов хорошо склеиваются друг с другом. На вкус изменённые мишки, конечно, ничем не отличаются от исходных, но на вид они вполне тянут на маленькие произведения современного искусства. Да и сам процесс наверняка доставляет кучу положительных эмоций.       

Денис Яцутко, 21 апреля 2010 года9 комментариев

Роспись по Гитлеру

Чарльз Краффт. Чайник «Гитлер»Исполненного в стиле Делфт фарфорового Ленина вы уже видели. Теперь, вот, посмотрите на Гитлера. Если Ленин был просто скульптура, Гитлер функционален – он заварочный чайник. Ну и исполнен, смотрите, поаккуратнее, без швов. Автор этого замечательного чайника – Чарльз Краффт (Charles Krafft). Такой Гитлер у него в серии. Есть и много чего ещё. Но, прежде чем перейдём к остальным его работам, хочется немного порассуждать вслух. Просто, я тут задумался: стал бы я пить чай из такого чайника? Даже если абстрагироваться от того, что я вообще завариваю чай всегда во френч-прессе – стал бы? Почему-то мне кажется, что нет. И дело не в Гитлере – дело в портретном сходстве чайника с человеком вообще. Если бы он был похож на Махатму Ганди или Анну Бергман, всё равно не стал бы. Даже, пожалуй, из чайника в виде Чебурашки не стал бы. Почему? Вопрос. Наверное, потому, что человеческое лицо (Чебурашка тоже человек, ага) вблизи, даже если оно из фарфора, всё равно воспринимается как лицо, как изображение лица, как минимум, а потому включает какие-то социальные железы. Лицо постороннего человека на моём чайном столе я бы воспринял как вторжение в личное пространство. Вот если бы автор чайника эксплуатировал только части лица – сделал бы, например, чайник с ушами, но без глаз, – тогда другое дело. В общем, чай – это отдохновение, это личное. И не хочется, чтобы при этом присутствовали посторонние.       

Nacho Carbonell. Diversity (Фото Т. Узловой)Валенсиец Nacho Carbonell, проживающий сейчас в Голландии, представил недавно в Милане серию странной мебели Diversity. Сквозной концепт всех моделей – совмещённые стул, стол и рамка, напоминающая старый телевизор. Некоторые модели при этом дополнены чем-то вроде дикобразовых шипов, пучков веток, овечьей шерсти. Сев за такую конструкцию, можно ощутить себя ребёнком, который играет в телевизор. Конечно, в качестве реальной мебели в реальном жилище это всё неприменимо. Интересно, куда девают дизайнеры все эти свои концептуальные табуретки после выставок? Ну, после даже, допустим, десяти выставок? То есть, представим, что ни один музей или коллекционер не купил это в постоянную экспозицию, на выставки больше не зовут, потому что уже везде посмотрели. Что дальше?       

Денис Яцутко, 16 апреля 2010 года12 комментариев

Песня ветра

Работающая копия двенадцатиструнной эоловой арфы XVII векаТёмная ночь, только ветер гудит в проводах... Провода в данном случае играют роль струн случайным образом, побочно, так сказать, возникшей эоловой арфы. Что такое эолова арфа? Струнный музыкальный инструмент, на котором играет ветер. В наиболее общем случае выглядит как ящик-резонатор с натянутыми струнами. Иногда оснащается одним или несколькими уловителями из двух V-образно расположенных плоскостей, направляющих ветер к струнам. Эоловой же её называют в честь Эола, древнеэллинского мифического персонажа-полубога, владевшего кожаным мешком с ветрами. Ветер, особенно сильный, всегда звучит – воет в трубах, шуршит листвой, извлекает волшебные звуки из тонкого стального листа. Почему бы не предложить ему струны?       

Хреновина.net, 5 апреля 2010 года11 комментариев

Фонтан из писсуаров

Reece Terris. Инсталляция American Standard - фонтан из писсуаровКанадский художник Reece Terris, занимающийся архитектурой и визуальным искусством, придумал и за шесть месяцев построил инсталляцию American Standard (это она на картинке слева, по клику откроется более подробное изображение). Как видно, без влияния Марселя Дюшана не обошлось. Инсталляция состоит из пятнадцати самых обычных писсуаров, которые закреплены на стене и образуют пирамидальный фонтан. Чистая вода течёт сверху вниз, а на полу получается небольшой бассейн. Для того, чтобы пройти по затопленному туалету от единственной раковины к единственному унитазу, надо пересечь всю комнату по выступающим из воды квадратным кафельным плитам.

Фонтан из писсуаров украшает настоящий и действующий мужской туалет, который находится в Канаде, а именно – в университете Саймона Фрейзера, а конкретно – в студии Alexander Centre. Отличный пример того, как даже из такой простой и где-то даже низменной вещи как писсуар, можно сотворить нечто величественное.       

Хреновина.net, 8 марта 2010 года11 комментариев

Псевдонаучный бюст

Символ френологииНе знаем как вам, а нам нравятся лысые люди обоего пола, можно увидеть форму черепа, у большинства людей (во всяком случае, лысых) она красивая. А в начале XIX века австрийский врач и анатом Франц Йозеф Галль придумал теорию, будто бы форма черепа напрямую зависит от психических свойств мозга, который находится внутри. Назвал свою науку френологией и был весьма популярен. И хотя Галль сделал всё же несколько настоящих открытий в области анатомии и физиологии мозга, в дальнейшем нейрохирургические исследования не оставили сомнений в том, что френология – псевдонаука. Правда, живучая – говорят, у неё до сих пор есть приверженцы и защитники. Но раньше их было, конечно, намного больше. Братья Fowler всерьёз занимались френологией в конце XIX века, они основали компанию и даже издательский дом, а также придумали штуку, которая стала символом френологии. Это она перед вами на первой картинке.       

Денис Яцутко, 7 марта 2010 года19 комментариев

Большие деньги

Yap Stone MoneyБывают лёгкие деньги, а бывают тяжёлые. В том числе буквально. Например, раи и ренг – традиционные деньги островов Яп, входящих в состав Федеративных Штатов Микронезии. Это огромные – до четырёх метров в диаметре – каменные кольца, привезённые в незапамятные времена с островов Палау (на самих Яп просто негде взять столько камня). Островитяне используют эти камешки в качестве расчётного средства не менее двух тысяч лет. Правда, сегодня для повседневных бытовых расчётов они чаще пользуются американскими долларами и американским же пивом Budweiser, но серьёзные платежи – покупка недвижимости, скота, уплата выкупа за невесту – по-прежнему совершаются путём смены владельцев каменных кругляков. Да, сегодня каменные деньги никуда особенно не носят (всё-таки самые тяжелые из них весят до четырёх тонн). Поскольку каменных денег на островах Яп относительно немного – всего около 6800 штук – жители прекрасно знают, кому какой из них принадлежит, и камни переходят из, фигурально выражаясь, кармана в карман, не покидая мест своей столетней дислокации.       

Денис Яцутко, 6 марта 2010 года4 комментария

Нефтяной гротеск

Atelier van Lieshout. CascadeГолландское дизайнерское бюро Atelier van Lieshout соорудило из нефтяных бочек и полиэстера скульптуру «Каскад» для Sculpture International Rotterdam. Объяснять, что символизирует эта работа, особенно нет необходимости: зависимость современного человека от нефти, опасность как этой зависимости, так и нефти вообще, анонимность и безликость представителя нефтяной цивилизации. Люди в композиции одновременно карабкаются вверх по пирамиде из восемнадцати бочек и стекают с неё. Когда смотришь на эту скульптуру, особенно остро хочется уехать в глухую деревню и перейти на натуральное хозяйство.       

6