ОбзорыРепортажИнтервьюТест-драйвДегустацияExpert talkО проекте
Хлеб всему голова, хреновина – всему синоним.
RSS RSS Mail
Комментарии
Денис Яцутко
Les Voyageurs

Скульптура

Денис Яцутко, 16 декабря 2011 года5 комментариев

Батюшка Тараск

Командир Бравида, Тараск и Тартарен. Иллюстрация к книге Альфонса Доде «Тартарен из Тараскона»Читали в детстве Альфонса Доде? «Тартарен из Тараскона»? Помните прекрасную историю о том, как тарасконцы всем городом поплыли колонизировать далёкий южный остров на корабле «Туту-пампам»? Там был такой отрывок:

Когда все наконец взошли на корабль, настала минута всеобщего самоуглубления, торжественного молчания, а молчать было особенно хорошо под пыхтенье разводимых паров. Сотни глаз были устремлены на капитана — тот стоял в рубке и вот-вот должен был отдать приказ сниматься с якоря. Вдруг кто-то крикнул:

— А Тараск?..

Вы, наверное, слыхали про Тараска, про сказочное чудовище, от которого произошло название города — Тараскон. Напомню вам его историю вкратце: в давно минувшие времена это был страшный дракон, опустошавший устье Роны. Святая Марфа, после смерти Иисуса пришедшая в Прованс, отправилась в белой одежде к обитавшему среди болот зверю и на самой обыкновенной голубой ленте привела его в город — так непорочность и благочестие святой Марфы укротили и покорили зверя.

С тех пор тарасконцы через каждые десять лет устраивают праздник и водят по улицам сделанное из дерева и раскрашенного картона чудовище, помесь черепахи, змеи и крокодила, грубое, карикатурное изображение прежнего Тараска, ныне чтимого, как некий идол, живущего на счет города и известного во всей той стране под названием «отца-батюшки».

Уехать без «отца-батюшки» тарасконцам казалось немыслимым. Молодежь побежала за ним и сейчас же притащила на набережную.

Тут полились слезы и раздались восторженные крики, как будто в этом громоздком картонном чудище была заключена душа города, душа целого края.

Внутри корабля Тараск бы не поместился, а потому его устроили на палубе, и там он, с полотняным животом и расписной чешуей, смешной, огромный, возвышавшийся над бортами, похожий на чудовище из какой-нибудь феерии, дополнял то живописное, необычное зрелище, какое представляла собой отправка «Туту-пампама», ибо Тараск казался одною из тех химер, которые бывают изваяны на носу кораблей, — химер, правящих судьбами путешественников. Его почтительно окружили. Некоторые разговаривали с ним, ласкали его.

На картинке, открывающей эту запись, вы как раз можете видеть (кликните по ней, чтобы рассмотреть), как Тартарен и командир Бравида, герои Доде, тянут на верёвочках фигуру Тараска.       

Денис Яцутко, 18 ноября 2011 года21 комментарий

Жирные свиньи

Чэнь Вэньлин (Chen Wenling). Бог материализмаПоразительна ситуация постмодернизма в культуре. А корни её, конечно, в том, что все слишком хорошо всё понимают. Ну, пусть не все вообще, но все, кто активно задействован. Как было (и до сих пор бывает в тех головах, которые ещё не вынырнули) при модерне? Есть нечто, что какой-то значимой частью общества осуждается. Называется «порок». Есть художник, который берёт этот самый «порок» и обличает, изображая таким образом, чтоб всем сразу было понятно: опа, чуваки, атас, это порок, это плохо (по ссылке не ходите, я предупредил, если что). И на этом всё: функция искусства исполнена, а вдохновлённые им зрители стали жить в чистоте, справедливости и нестяжании земных благ. Красиво так всё и правильно. Постмодернизм добавляет вслед за всей этой историей отчётливое «бугога». Ибо всем же ясно, что художник-обличитель обличает не просто так, а заради долларов, на которые прямо на афтепати предаётся всем обличённым порокам вместе с вдохновлёнными зрителями. И рисуя особо одухотворённое лицо страдающей девушки, например, творец держит в уме эротические интересы некоторой части таргет-группы, а снабжая воплощение порока чертами определённой национальности, надеется на скандал «о разжигании розни» и профит от публикаций в миллионах бложеков. При этом, конечно, он вовсе не упырь, искренне считает, что это всё нехорошо, и потому наделяет воплощение порока ещё и собственными чертами, смеётся над собой, над собственной беспомощностью, грустит от этого смеха, думает, как на этой грусти заработать, и так бесконечно, по тысяче кругов с миллионом веток. И поэтому сейчас, видя жуткую отвращающую работу под названием «Бог материализма» (на картинке, открывающей запись), сразу думаешь, что автор скорее всего и сам не прочь утопнуть по глаза в дорогих побрякушках поближе к сиськам этого «бога», да и основной вопрос философии едва ли решает в пользу идеального. И – кто знает – может, он среди бесчисленных красных поросят изобразил и себя?       

The Upside DomeТе же чуваки, что соорудили в Лимбурге прозрачную церковь, – Питер-ян Гийс и Арно Ван Варенберг (Pieterjan Gijs и Arnout Van Vaerenbergh) – озаботились отсутствием купола в лёвенском храме Святого Михаила. Храм был серьёзно разрушен во время Второй Мировой, в 1944-м, а при реставрации в послевоенные годы ему сделали обычную скатную крышу, без купола. Гийс и Ван Варенберг сочли, что это непорядок, и удумали одарить одну из главных достопримечательностей Лёвена куполом. Но надстроить настоящий купол – мероприятие непростое. И наши герои решили обойтись малыми средствами – они подвесили под потолком храма ажурную конструкцию из цепей, напоминающую перевёрнутый купол. Назвали эту инсталляцию соответственно – The Upside Dome. Вероятно, эта штука должна походить на отражение утраченного купола или на воспоминание о нём, должна создавать у созерцающего её человека вообще какое-то представление о куполе, будить в сознании идею купола.        

Хреновина.net, 29 октября 2011 года6 комментариев

А тыквы такие большие...

Рэй Виллафэйн (Ray Villafane). Праздничная тыкваГде-то тут на днях всякая молодёжь, а также торговые точки отмечают или уже отметили странный праздник потенциального противника под названием «Хеллоуин». Мы его не отмечаем и даже никогда специально не интересовались, какого числа какого месяца это делают другие. В традиции одеваться персонажами низовой масскультовой мифологии и в квазилибидозном ритуале засовывания в тыкву свечки мы тоже ничего особенно интересного или осмысленного не видим. Скучные армии «голов Джека», появляющиеся на мониторах осенью, не вштыривают и не увлекают. Но, как известно, количество временами просто обязано (Маркс велел) переходить в качество. И делает это аккуратно. Так, среди миллионов бестолково искромсанных тыкв иногда попадаются если не шедевры, то уж во всяком случае примечательные хреновины. Вот, например, как эта тыквища. По размерам она совсем чуть-чуть меньше самой большой в мире из официально зарегистрированных. И вы посмотрите, что с ней сделали. Скульптор Рэй Виллафэйн (Ray Villafane) вырезал из тыквы жутковатую сценку с участием пугающе натуралистичной нечисти. Даже мягкие внутренности плода пошли в ход – они изображают ту самую слизистую мерзость, которая в фильмах ужасов постоянно стекает с разных номинально страшных милых созданий.       

Александра Яцутко, 29 октября 2011 года6 комментариев

Дело о мохнатых черепахах

Мохнатая черепаха, которая живёт в реке Mary (Австралия). Фото Chris Van WykЗапись про это существо мы увидели в ЖЖ waterhollow и, конечно, немедленно захотели перепечатать её сюда. Но в комментариях обнаружилось ещё некоторое количество информации и ссылок, поэтому решено было всё собрать, изучить и сделать большой обзор.

Где-то в далёкой Австралии, в реке Мэри (Mary, английская википедия говорит, что их там три, но, скорее всего, имеется ввиду та, что находится в штате Квинсленд), живёт черепаха невозможной, ослепительной красоты. Но ни в одном справочнике по биологии не найдёте вы ничего похожего на «вид – черепаха мохнатая». Что же это за модная черепашья причёска и откуда вообще они – причёска и черепаха – взялись?       

Денис Яцутко, 17 октября 2011 года9 комментариев

О неполноте представлений

Грипсхольмский левПочему считается, что для того, чтобы иметь суждение о предмете, а тем более чтобы с этим предметом всерьёз работать, следует изучить его со всех сторон? Потому что иначе можно впасть в нелепость. Конечно, это может быть шедевр нелепости, но редко. Но может. Есть интересная история, иллюстрирующая это положение. В 1731 году алжирский дей (так назывался военный правитель, избираемый янычарами) подарил шведскому королю Фредерику I нескольких экзотических животных, среди которых был лев. Зверушки жили в королевском парке Юргорден в Стокгольме и развлекали своим необычным для северных широт обликом монарха и его приближённых. Однако в Швеции холодно, в клетке тесно – и вскоре лев отправился в кошачий рай, оставив по себе бренное тело. Выбрасывать львиную тушку короля душила жаба: дюже уж редкий и величественный товар. Было решено набить из останков чучело и так сохранить память о благородном животном. Долго искали чучельника, способного справиться со столь ответственной задачей. А когда нашли, львиные мощи совсем уже утеряли сходство с живой большой кошкой. Ну, потому что трупы портятся, это понятно. Чучельник, конечно, был шведом и льва в жизни никогда не видел. Фотографию и кинематограф тогда ещё не изобрели, пособий по львиной анатомии у чувака под рукой тоже не было, зато валом было разных гербов. Лев ведь знатное геральдическое животное. На какой фамильный или государственный герб ни плюнь – через раз-два в льва попадёшь. В общем, мастер присмотрелся к геральдическим львам и набил чучело по их образу и подобию. Получилось похоже. Но с геральдическими львами есть одна засада. Да, они все – в профиль. То есть, глядя на гербы рыцарственных фамилий, даже приблизительно узнать, как выглядит лев спереди, мягко говоря, очень сложно. Поэтому чучельнику пришлось импровизировать.       

Хреновина.net, 22 сентября 2011 годаКомментировать

Что стало с женщиной?

Гигантская купающаяся блондинка в центре ГамбургаНекоторое время назад в центре Гамбурга воткнули в озеро крупную девушку жутковатой арийской внешности. Собственно, из озера торчали только голова и коленки, вокруг которых можно было плавать на лодочках. Положил женщину в воду местный художник и бывший руководитель рекламного агентства Оливер Фосс (Oliver Voss). Целью Фосса, конечно, было прославиться и, если не на этом, то на чём-то, что последует после того, как прославится, срубить бабла. Ну, то есть, это мы так думаем. А официальная версия: притопленная блондинка должна была означать, что в Гамбурге живут творческие люди, что в городе интересно, ну и вообще привлечь внимание журналистов, фотографов и туристов. И, в общем, с задачей купальщица справилась – фотокарточки её непривлекательного фейса и озяблых коленок исправно расползлись по всему миру.       

Денис Яцутко, 21 июля 2011 года3 комментария

Кукурузник на небоскрёбе

Биплан на крыше дома по Water Street, 77, Нью-ЙоркВ Манхэттене, на крыше небоскрёба по адресу Water Street, 77, стоит самолёт. Его можно видеть из окон соседних зданий, которые повыше. Зная о существовании вертолётных площадок на крышах, всё же трудно поверить, что на подобную площадку умудрился сесть старенький биплан, вовсе не производящий впечатления летательного аппарата вертикального взлёта и посадки: кукурузнику нужны разбег на взлёте и полоса для торможения при посадке. Крыши для этого явно не хватает. Как же он там оказался?       

Хреновина.net, 9 июня 2011 года7 комментариев

Китайский Мегатрон

Янь Юнлинь. Мегатрон-танкПродолжая тему самодельной бронетехники (напомним: 1, 2, 3, 4), не удержимся от упоминания распрекрасного танка-Мегатрона, собранного в Китае энтузиастом по имени Янь Юнлинь из металлолома. Вообще Мегатрон – персонаж мультсериалов и игровых фильмов о трансформерах, механических чуваках, умеющих принимать облик самолёта, автомобиля и железного дровосека с пушками. Мегатрон – лидер одной из противоборствующих группировок этих парней. И в одном из мультсериалов он вроде как трансформируется в танк. Вот этим самым мультиком и вдохновился Янь Юнлинь на создание полноразмерной стальной модели Мегатрона-танка. На всё про всё ушло шесть месяцев, над скульптурой трудились 17 человек. В итоге из собранных ими двадцати тонн металлолома вышел симпатичный четырёхсполовинойметровый пятитонный Мегатрон.       

Денис Яцутко, 17 мая 2011 года6 комментариев

Вавилонская библиотека

Marta Minujín. La Torre de BabelА не пребывает ли кто-нибудь из наших читателей сейчас в Буэнос-Айресе? Было бы интересно услышать мнение очевидцев об очередном шедевре Марты Минухин (Marta Minujín). Эта неутомимая женщина опять (ниже объясню, почему «опять») принялась за книги. В смысле – использует их как строительно-поделочный материал. Несколько дней назад, 11 мая, она завершила монтаж и открыла для публики скульптурно-архитектурную концептуальную хреновину под названием «Вавилонская башня» (La Torre de Babel). Именно это произведение искусства (а заодно и его автора) вы можете наблюдать на фотографии, открывающей эту запись (щёлкните по ней мышкой, чтобы загрузить версию побольше). Башня имеет металлический каркас, в конструкцию которого встроены лестницы (по ним может подниматься кто хочет), а снаружи облицована тридцатью тысячами книг разных жанров на разных языках. Марту Минухин волнует, что люди друг друга не понимают. Причём, не понимают на всех уровнях общения – от межличностного, до, так сказать, диалога цивилизаций. «Вавилонская башня» из книг должна символизировать собою это непонимание, привлекать к нему всеобщее внимание, заставлять тревожиться по этому поводу.       

3