ОбзорыРепортажИнтервьюТест-драйвДегустацияExpert talkО проекте
Хлеб всему голова, хреновина – всему синоним.
RSS RSS Mail
Комментарии
Денис Яцутко
В горошек ровным слоем

Скульптура

Замена лампочки на горгулье Chrysler BuildingМассивные грубые стальные орлы в качестве декоративных элементов зданий ассоциируются в первую очередь с гитлеровской Германией, во вторую – с мрачными антиутопичными комиксами и мультиками, в которых они являются символами какой-нибудь жутковатой и тоже немного фашистской империи или корпорации. Как ни странно, художники, изображающие орловидных горгулий вот в таком, как на фото слева, стиле, вдохновляются вовсе не архитектурой Третьего Рейха, а украшениями одного здания в самом сердце США – небоскрёба Chrysler Building. Более того, во многих фильмах и других произведениях визуального искусства, повествующих о мрачных временах или не менее мрачной альтернативной реальности, изображены именно эти самые орлы. Ну а что? Здание построено в 1930-м, времена плавного перехода от ар-деко к ампиру, злоупотребление декоративными элементами, неоромантика, большое желание архитекторов выпендриться покруче. Особенно друг перед другом. Когда строили Крайслер-Билдинг, соревнование шло между собственно корпорацией Chrysler, нанявшей для постройки своей штаб-квартиры архитектора Уильяма ван Алена (William van Alen), банком Манхэттена, на который работал бывший партнёр, но в то время уже главный соперник ван Аллена архитектор Крейг Северанс, и строителями Эмпайр Стэйт Билдинг. Ван Ален хотел сделать самый высокий и крутой небоскрёб в мире.       

Хреновина.net, 6 июля 2009 года3 комментария

Три дерева для студентов

Matali Crasset. Дерево для отдыха L’Arbre à PoufsНечасто можно встретить высшее учебное заведение с хорошо продуманной и обустроенной с точки зрения студента территорией. То есть, лужайки, клумбы и пара скамеек – дело обычное, но это не всегда удобно, этого мало, и расположено оно часто как-то не там, где идут протоптанные студентами дорожки. Им, беднягам, приходится стоять, ходить кругами, сидеть на бордюрах, оградах газонов, самих газонах, сырой земле, холодных лестницах, а то и вообще идти в ближайшие кафе и забегаловки (который совсем не обязательно находятся близко), чтобы просто переждать окно, перекусить или пообщаться после (или вместо) лекций.

А вот некоторым французским студентам ужасно повезло. Французский же дизайнер по имени Матали Крассет (Matali Crasset) сделал для одного колледжа серию функциональных скульптур для отдыха. Первая называется L’Arbre à Poufs (дерево с пуфиками), это она на картинке, открывающей запись. Большие жёлтые штуки с хвостиками пистолетом сделаны из пластика и хранятся прямо на дереве в висячем состоянии. В любой момент студенты могут собрать урожай и получить двадцать удобных переносных сидений. Конечно, ставить такое дерево можно только для тех, кто будет его беречь. И чтобы никому не пришло в голову утащить домой сидение-фрукт в качестве сувенира.

Всего в серии три разных дерева.       

RX-78-2 Gundam в ТокиоНедавно минуло тридцать лет с тех пор как японские мангаки и онемешнеги придумали гандамов – огромных боевых человекоподобных роботов, которые летают, бегают, прыгают, стреляют и дерутся. Ну правильно – а что ещё делать огромным боевым роботам? Тридцатилетний юбилей изобретения этих дур японцы отметили с монументальным размахом – установили в парке Шиоказе (правильно написал?) в Токио восемнадцатиметровую и тридцатипятитонную реплику робота RX-78-2 Gundam. Это, правда, на целых 80 метров ниже, чем церетелевский Пётр на Москве-реке, но тоже внушает. Из функциональности у Гандама, к жалости фанатов, только периодическое кручение головой и свечение лампочек в глазах по ночам, но оно и слава Будде Амиде: если бы эта хрень ещё и, например, ходила, это могло бы закончится жертвами и разрушениями. И рано или поздно так и будет! Я, типа, верю в светлое будущее. СЛАВА РОБОТАМ!       

Хреновина.net, 11 июня 2009 года6 комментариев

Серебряный лебедь

Серебряный лебедь из музея БоузовПервое упоминание серебряного лебедя относится к 1773 году. О нём говорится как о необычном музыкальном автомате изобретателя Джона Джозефа Мерлина, демонстрируемом в механическом музее Джеймса Кокса. В 1867 году на парижской Всемирной выставке лебедя наблюдает американский романист Марк Твен. Позже он напишет: «Я видел серебряного лебедя, чьи движения изящны, как у живой птицы, в чьих глазах трепещет живой рассудок, он движется беззаботно, будто родился в болоте, а не в магазине ювелира. Я наблюдал, как он выловил из воды серебряную рыбку, подержал её в клюве и съел, сопроводив сей акт характерными для лебедей глотательными движениями...» В том же (1867-м) году и там же лебедя увидели Джон и Жозефина Боузы, владельцы замка, известного сейчас как The Bowes Museum. Лебедь покорил их, и в 1872 году они купили его у парижского ювелира за двести фунтов стерлингов. С тех пор лебедь – экспонат замка (позже музея) Боузов. Кстати, первоначально он задумывался как музыкальный автомат, работающий за монетки, но, чтобы посетители музея не затуркали уникальный механизм до полного износа, монетную щель заварили и теперь директор музея заводит лебедя лишь дважды в день. В XX веке лебедь стал эмблемой музея. Большинство посетителей идут в музей Боузов именно посмотреть на серебряного лебедя. И их можно понять.       

Денис Яцутко, 7 июня 2009 года7 комментариев

Девочка и водолаз

Девочка и водолаз - гигантские марионеткиВодолаз, которого вы можете видеть на картинке в начале записи, похоже, является самой большой марионеткой в мире. Во всяком случае, одной из самых больших. Ну и девочка тоже не маленькая. В этом году их прогуливали по Нанту. Напомню, что марионетка – это кукла на ниточках (в данном случае – на прочных тросах). За эти ниточки её дёргает кукловод, иногда два кукловода, в данном случае – тридцать кукловодов и автокран. Представление было устроено компанией Royale de Luxe, занимающейся изготовлением марионеток и устройством уличных представлений с ними, и приурочено к фестивалю искусств Estuary 2009. Хорошо представляю себе состояние какого-нибудь жителя Нанта, который накануне хорошо загулял или, наоборот, сидел до поздней ночи или даже раннего утра за компом и писал научную работу. И вот, просыпается он днём от странных звуков, идущих с улицы, подходит сонный к окну, раздвигает занавески, а в окно его четвёртого этажа заглядывает водолаз. Он отшатывается от окна и думает: «Да ну её к чёрту, эту водку (эту социологию, математику, это кино, эти прогулки при луне и лёгкие наркотики)!» Потом осторожно выглядывает ещё раз – водолаз скрывается за углом, за ним идёт толпа горожан.       

Хреновина.net, 31 мая 2009 года9 комментариев

Старьём наружу

Exploding Alarm ClockВыставить напоказ побольше несовременно выглядящих деталей, подчёркивающих, что перед нами не просто устройство, но именно механизм, – вот основная фишка эстетики стимпанка. В те времена, когда пар и в самом деле был важнейшей движущей силой, шестерёнки и пружины и в самом деле иногда были на виду, но это было скорее исключением. Чаще всего эти детали старались забрать хоть под какой-нибудь кожух – хотя бы затем, чтобы в механизм не затянуло руку, волосы или одежду. Но нынешняя стимпанк-эстетика – это именно что тоска по эре механизмов. А символы этой эры – шестерёнка, пружина, маятник. Ещё заклёпки, само собою. И всё это должно быть медно-бронзового цвета. В крайнем случае – оловянным или покрытым пожелтевшей эмалью. Ну, может быть, сойдёт олово, но в нём мало торжественности. Лучше уж подржавевшая сталь. Некоторые части можно сделать деревянными. И не следует забывать, что стимпанк (и его узкоспециальные клоны – дизельпанк, клокпанк и т.п.) – в первую очередь эстетика: функциональность хреновин, выполненных в этом стиле, если она вообще нужна, может обеспечиваться и вполне современными технологиями. Основная задача изделий, выполненных в этой эстетике, – передавать ощущение эпохи. Для этого сгодятся детали, в работе реальных механизмов, что эпохи пара, что современных, совершенно ненужные. Зачем в часах деревянная башмачная колодка или слегка побитая медная валторна? А вот затем – для эпистемологического колориту. Почему будильник выглядит так, будто его снимали в мультфильме, где рисованный герой отходил его молотком? Чтобы лучше было видно пружинки и шестерёнки. Работающий в стиле клокпанк/стимпанк часовой мастер Роджер Вуд, судя по его работам, понимает все эти фишки как никто. Его часы выглядят именно так, как это нравится любителям механического ретро.       

Jason Hackenwerth. Скульптура из воздушных шариков PixarКогда по улице идёт человек с ярким воздушным шариком в руке, это может существенно повысить настроение прохожих. Вот уж на что ослик Иа невесёлое создание, а даже его шарик (пусть лопнувший и в сочетании с горшком от мёда) заставил улыбнуться. Впрочем, нельзя с уверенностью сказать, что воздушные шарики Джейсона Хакенверта (Jason Hackenwerth) заставят вас улыбнуться. Но вот удивиться – наверняка. То, что вы видите на первой картинке, – скульптура из воздушных шариков под названием Pixar. Правда, жуткая тварь? Ей вполне можно было бы сниматься в фильмах ужаса, если подобрать нужное освещение. И чтобы каждые пять минут какая-нибудь красивая девушка с голыми коленками визжала и кричала от страха. Но эта и другие инсталляции – предметы современного искусства, и живут они в хорошо освещённых выставочных залах по всему миру.       

Хреновина.net, 5 марта 2009 годаКомментировать

Гномогоны. Часть III

Gnome-Be-Gone To The Moon, гномогон-космонавтВслед за весной календарной совсем скоро уже наступит настоящая, и это значит, что садовые гномы, всю зиму спавшие в пыльных кладовках, снова начнут атаку и попытаются захватить приглянувшиеся территории. Для того, чтобы среди этих территорий не оказалось ваших владений, есть смысл вспомнить о гномогонах (тем, кто о них ещё не знает, можно почитать первую и вторую части наших рассказов об этих славных воителях). Так вот, полку гномогонов прибыло, причём существенно.

Трудно себе представить, что может понадобиться гномам в космосе (садов там точно нет), но даже на Луне им не укрыться – эти рубежи охраняет гномогон-космонавт (см. первую картинку).       

Александра Яцутко, 21 февраля 2009 года12 комментариев

Скелеты несуществующих тварей

Hyungkoo Lee. Проект Animatus, скелет кота ТомаЭтот череп, безусловно, настоящий – его можно потрогать, и выглядит он довольно правдоподобно. Но он принадлежит всем известному коту Тому, а, значит, настоящим быть не может – ведь Том жив и до сих пор бегает на чьих-то экранах. Кроме того, Тома не существует. Но скелет – существует. Через какие-нибудь тысячи лет можно будет найти эти кости и подумать, что Том был живой. И не он один – корейский художник Хьюнгко Ли (Hyungkoo Lee), создавший этот скелет, сделал их ещё несколько. Проект называется Animatus (лат. – одушевлённый). Материалы, использованные при изготовлении скелетов: резина, алюминиевые прутья, проволока из нержавеющей стали, пружины и масляные краски. На первой картинке – Felis Catus Animatus (кошка домашняя одушевлённая). Скелета Джерри мы не нашли, но зато там есть другие интересные персонажи.       

Денис Яцутко, 16 февраля 2009 года6 комментариев

Имя дизайнера

Марсель Дюшан. Сушилка для бутылокВещи, запечатлённой на фото слева, почти все современные дизайнеры, занимающиеся разработкой бытовых предметов, обязаны тем, что у них есть имя, и тем, что многие теперь смотрят на них как на художников и признают их – хотя бы отчасти – людьми искусства. Эта вещь – сушилка для бутылок (собственно, дальше имеет смысл читать только тем, кто не узнал этот объект с первого же взгляда, остальные могут идти и тихо упиваться своей образованностью). Если вы известный хотя бы в узких кругах дизайнер, поклонитесь её изображению. Без неё вас наверняка никто бы не знал. Да что там, вас бы вообще не существовало. Потому что, грубо говоря, ремесленнику, который точит деревянные ложки или, вот, гнёт и клепает сушилки для бутылок, никакой дизайнер и раз в триста лет не нужен. Он сам себе дизайнер и при этом не претендует ни на инженерные, ни – тем более – на артистические лавры. Ему бы ложек продать. Или сушилку ту же. Так было раньше. Что же случилось потом? А вот эта самая сушилка и случилась.       

10