ОбзорыРепортажИнтервьюТест-драйвДегустацияExpert talkО проекте
Хлеб всему голова, хреновина – всему синоним.
RSS RSS Mail
Комментарии
Александра Яцутко
Столовая вешалка

Скульптура

Денис Яцутко, 16 октября 2014 года4 комментария

Тыква – чудовище Франкенштейна

ПамкенштейнНа праздник Хеллоуин и профессиональные художники, и обычные обыватели любят вырезать из тыквы всякое забавное. Не у всякого однако есть к тому талант, а выпендриться как-нибудь хочется. Хочется, понятно, и всякому фермеру-тыквоводу, чтобы его тыквы выделялись на фоне остальных, чтобы покупали именно их и, желательно, подороже.

Фермер Тони Дигера (Tony Dighera) решил обе эти проблемы, начав выращивать тыквы сразу в форме головы Чудовища Франкенштейна. То есть, вы понимаете, да? Не надо ничего вырезать. Тыква сразу растёт такая. Причём господин Дигера не задействовал никакой хитрой генной инженерии. Давным давно ведь выращиваются квадратные овощи. А кто может помешать сделать форму, в которую помещается завязь или плод на раннем этапе роста, не квадратной, а, скажем так, изысканно фигурной? Да никто.

Ну вот парень и сделал тыкву-папмкенштейна. И продаёт теперь эти тыковки от тридцати до сотни долларов за штуку. Это дорого, народ. За тыкву-то. Само собой, люди покупают эти тыквы не просто для еды, а для всяких праздничных мероприятий, когда сама дата вынуждает тратить больше денег.

Вдобавок Тони Дигера придумал продавать другим производителям лицензии на формы. В общем, при артистичном подходе даже разведение бахчевых культур может давать сверхприбыли. Такие дела.       

Хреновина.net, 29 января 2014 года1 комментарий

Страшные крокодилы

Fantich & Young. Apex PredatorМощные ботинки или туфли с ребристой подошвой то и дело кто-нибудь назовёт «крокодилами». «Эй, чувак, ну у тебя и крокодилы!» Рельефная подошва, если смотреть на неё не сверху, а поместив глаза на один с ней уровень, многим напоминает зубы. В целом же единица обуви вполне походит на вытянутую голову какого-нибудь хищника. В общем, рано или поздно кто-то просто обязан был сделать обувь с подошвой из собственно зубов. Этим кем-то оказались чуваки из арт-студии Fantich & Young. Перед вами их работа Apex Predator – «Высший хищник» (это про роль человека в биогеоценозе планеты, разумеется). На фото, открывающем запись, женский вариант, пониже – мужской.

Fantich & Young. Apex PredatorFantich & Young. Apex Predator

Ну а это – детский:

Fantich & Young. Apex Predator

Денис Яцутко, 27 января 2014 годаКомментировать

Троянский конь. Детская версия

Babes Cloud. Trojan HorseИгрушки, которые можно взять в руки, а тем более оседлать, постепенно уходят из жизни детей. Я об этом уже рассуждал несколько лет назад. На смену твёрдым и мягким игрушкам приходят игрушки бесплотные, софтверные. Тактильно, пока не вошли в обиход всякие специальные навороченные терминальные перчатки, все программные игрушки ощущаются одинаково – как клавиши клавиатуры и поверхность и кнопки мышки. Машешь мечом – под подушками пальцев клавиши, лепишь из глины кувшин – под пальцами клавиши, управляешь танком – клавиши, переставляешь фишки – клавиши. Замечательную метафору этого перехода от тактильного разнообразия к тактильному единству создал немецкий художник, работающий под странным именем Babes Cloud. Работа называется Trojan Horse – Троянский конь.

Ну а помимо того, что это отличная ёмкая метафора, это ещё и просто очень красиво.       

Денис Яцутко, 24 июня 2013 года3 комментария

Если уж парад...

Парад цветов в ЗюндертеСейчас вот многие спорят по поводу гей-парадов. Я как-то не вижу в этих спорах смысла. И в парадах смысла не вижу. То есть, если кому хочется, пусть ходит, конечно, но зачем? Или вот военный парад – для чего он? Технику, вооружение постоянно показывают на всяких международных салонах, картиночек и видео с нею полно в интернетах, а так – ну прошло оно там шустро через весьма небольшую Красную площадь, все проходы к которой в этот день всё равно перекрыты, – что там успеешь увидеть, даже если интересуешься и смог туда попасть? Что касается крёстных ходов, это, конечно, забавно с точки зрения этнографии, но тоже, в общем, широким слоям населения нафиг не нужно.

Вообще, если уж устраивать на улицах городов какие парады, то или физкульт-парады, потому что это красиво, как грандиозный балет, или карнавал, или парады цветов. Потому что это тоже красиво и грандиозно. И ни один экран не передаст красоты движущейся цветочной скульптуры. Я вот посмотрел на фоточки парада цветов в Зюндерте, Голландия, и теперь хочу как-нибудь съездить на этот парад и посмотреть живьём. Ибо даже по фоточкам видно, что это хороший, годный парад. В этом году, кстати, будет 1-2 сентября. Кто-нибудь поедет?       

Денис Яцутко, 24 июня 2013 годаКомментировать

Автокоровы

Miina Äkkijyrkkä. Металлическая короваБык, корова испокон веку были главными богами индоевропейцев и семитов. Потому что мясо и молоко, бурёнушка-кормилица. У кого говядо, тот и господин, и государь. Говядо читается и в «goverment», и даже в «God». Зевс – бык. Гера – волоокая. Библейский золотой телец. Быки-керубы. Минотавр. Первая буква всех основных алфавитов – альфа, а, азъ, алиф – это финикийская буква «алеф», чьё название означает «бык» и которая даже графически изображает голову быка. Зная о сакральности алфавитных систем для древних, мы можем сказать с уверенностью, что мир для них начинался с коровы, с быка. «От альфы до омеги» – это, буквально, «от быка». Говинда, который Кришна, он не просто так Говинда. А потому что говядо. И так было тысячи лет. Но что знает о корове современный белый человек, горожанин? «Мама, тут какие-то заборы, коровники, мы в аду, мама». Но, тем не менее: «Натуральное молоко – произведено коровой». «Биточки замороженные из молодых бычков». «Весёлая бурёнка». Корова ушла из нашей жизни в качестве понятного крупного животного, тусующегося под боком, смысл существования индоевропейца давно не сводится к тому, чтобы ухаживать за коровами, но корова всё ещё и реальная кормилица (молочный и мясной отделы в любом гастрономе), и мифический медиатор между «ненастоящей» городской жизнью и «подлинной» сельской. «Произведено коровой» – это не просто рекламный слоган, это онтофания и теофания. Однако уже рудиментарная. Ибо атрибутом близости небесам, Олимпу, горе Сумеру давно стали не тучные стада говяда, а скорее кадиллак «Эскалада». «Через дырку в небесах въехал белый мерседес», в общем (но даже и тут: «Меня поят молоком/Я вырасту быком», да). Кормилица ли сегодняшнему европейцу корова? Ну, так. Через магазин и отчасти через телевизор. А вот машина – кормилица. Иные автомобилисты её так и зовут. И вот бык знает, держала ли всю эту культурологию в голове художница Miina Äkkijyrkkä, когда начала делать своих металлических коров из битых и брошенных автомобилей, но этот переход, вот эта роль автомашин, ставших коровами современности, кормилицами и показателями статуса, схвачена в её скульптурах просто великолепно. Даже если сама она вовсе и не имела в виду ничего подобного.       

Денис Яцутко, 24 июня 2013 года2 комментария

Один мимолётный памятник

Прижизненный памятник А. Черногорову в СтаврополеЕсть на боковых антресолях российского политического Олимпа такой персонаж – Александр Леонидович Черногоров. Под конец советской власти он был первым секретарём Ставропольского крайкома ВЛКСМ, а с 1996 по 2008 год губернатором Ставропольского края. Ставропольцы могут много забавного рассказать про Александра Леонидовича – про его смешное диалектное произношение, про его слово-паразит «сегодня», про то, что на встречах с, так сказать, общественностью, он почти всегда, независимо от того, какие вопросы ему задавали, гордо отчитывался о том, что, мол, «мы торгуем семечку» (слово «торгуем» – через фрикативную [γ]). А я вам расскажу о прижизненном памятнике Александру Леонидовичу Черногорову как почётному гражданину города Ставрополя.

Однажды, приехав из Москвы в отпуск в свой родной город, я обнаружил этот памятник неподалёку от стадиона «Динамо». Сам по себе, конечно, факт установки монумента человеку, который в семистах метрах от этого монумента жив-здоров сидит в кабинете, в наше время уже достаточно смешон и жалок. Но фактом дело не исчерпывалось. На монументе была надпись. Следующего содержания: «Первый всенародно избранный Губернатор Ставропольского края, видный государственный деятель, внёсший значительный вклад в социально-экономическое развитие города Ставрополя». Тут уж вовсе и смех, и грех. Ну, оставим даже на совести г-на Черногорова или тех лизоблюдов, которые его этим памятником хотели осчастливить, определение «видный государственный деятель». Но «всенародно избранный»! Всенародно, понимаете? Не знаю, может быть, я не прав, но употребление слова «народ» для обозначения населения Ставропольского края кажется мне совершенно непростительным ляпом.

Теперь Александр Леонидович служит заместителем министра сельского хозяйства Российской Федерации, и памятник «видному государственному деятелю» в Ставрополе снесли: с глаз долой – из сердца вон. Но я в своё время успел запечатлеть. Для истории.       

Денис Яцутко, 24 апреля 2013 года19 комментариев

В горошек ровным слоем

Yayoi Kusama. The obliteration roomЯёи Кусама – звезда авангарда 1960-х. Её фирменный знак – всё в горошек. То есть, вообще всё: люди, платья, комнаты, лошади, деревья, коллажи. Говорят, в юности Яёи страдала галлюцинациями. Возможно, у неё просто были как-то особенно выражены круги в глазах. Во всяком случае, она сама утверждала, что бесконечные поля в горошек она берёт непосредственно из галлюцинаций. Может, и привирает ради оригинальности, кто знает. Но факт остаётся фактом: она с маниакальным упорством покрывала и покрывает узором в горошек всё, до чего дотягивалась. Ну, то есть, она делала и делает не только это, но, скажем так, в основном это. Япония в своё время показалась ей слишком провинциальной, и в 1957 году она уехала из Киото в Нью-Йорк, где и прославилась. Она активно использовала свой неамериканский облик, раздувала легенду о своих психических отклонениях, устраивала живые инсталляции и хэппенинги в разных публичных местах с использованием обнажённых моделей, выступала против войны во Вьетнаме, в общем, всячески жгла и маяковала. В итоге в 1960-х её стали признавать одним из лидеров американского современного искусства. В 1973 году её опять стали накрывать галлюцинации, она вернулась в Киото и поселилась в психиатрической клинике. До начала 90-х о ней почти не вспоминали, но в 1993-м ей предложили представлять Японию на Венецианской биеннале, после чего она опять начала греметь. И вот в 2011 году она соорудила социально-динамическую инсталляцию-перфоманс в детском арт-центре австралийской галереи современного искусства GOMA. Суть работы такова: в самом начале это чисто белая комната с чисто белой мебелью, но на входе каждому ребёнку дают круглые цветные стикеры, которые он может наклеить в любое понравившееся место, и постепенно комната становится всё ярче, а ощущение холодного бесцветного безумия переходит в безумие, играющее бурей цвета, будто из белого, как из подлинного живородящего хаоса всеобщности, прорывается конкретное.       

Скульптура Мэскула Лассерре (Maskull Lasserre)Видели, как археологи или палеонтологи потихонечку освобождают найденный чей-нибудь скелет из окружающей его породы? Аккуратно так, частями. Частью он ещё слит с камнем, а частично уже высунулся, рёбрышки можно пересчитать. Это чем-то похоже на работу скульптора. Только археолог высвобождает из глыбы нечто, скажем так, единственно верное, а у скульптора есть простор для вариаций.

Когда смотришь на работы канадского художника Мэскула Лассерре (Maskull Lasserre), можно представить, что вот жили какие-то зверушки, были какие-то вещи, их как-то засыпало, залило, они пролежали в некой породе очень долго, окамели в ней, из этой породы, не найдя в ней никаких интересных вкраплений, люди сделали разные новые простые вещи, но потом уже эти новые вещи попали в руки археолога, и он высвободил из них древние вещи и древних существ.       

Денис Яцутко, 23 января 2013 года22 комментария

Необычная Мария

Елена Флерова. Богоматерь ВилановаЭтот пост был написан для моего личного блога, но переел ресурсов у хостера, меня отключили, и я был вынужден перенести его сюда. Это не совсем формат Хреновины.net, но так уж вышло.

Сразу предупреждаю: детям и христианам этот пост лучше не смотреть, чтобы потом не жаловаться на чувства и всё такое. Вообще всем, кто склонен иметь религиозные чувства, этот пост лучше не смотреть. Ещё раз: дети и христиане, этот пост не для вас, не ходите под кат, не пролистывайте страницу ниже, если это rss, и т.п. Лучше сходите на какой-нибудь другой сайт. Я предупредил. Если вы продолжите чтение и оскорбитесь, значит, испытать оскорбление было вашим собственным осознанным желанием и вы сами всецело за это оскорбление перед собой отвечаете.

Остальные могут остаться.       

Денис Яцутко, 28 декабря 2012 года12 комментариев

Девочка-топор

Александра Яцутко и «Девочка-топор»Сначала расскажу анекдот.

Возвращается девушка домой. Очень поздно ночью и едва держась на ногах. Мама встречает её в дверях и встревоженно спрашивает:

– Дочка, ты что – пила?

Та же, падая поперёк прихожей, отвечает:

– Нет, мама. Я – топор.

Я вспомнил сей анекдот, едва только доделал свой очередной топор и посмотрел на него. На стадии проекта название у этого произведения было иное, но теперь, пожалуй, так его и назову – «Девочка-топор». Это уже второй, так сказать, девчачий топор в моей коллекции. Первый был Kitty Jump. Понятно, что, как и все прежние мои топоры, этот попал ко мне в руки совершенно обычным, народным, и, чтобы превратить его в объект концептуального искусства, мне пришлось приложить к нему немало сил, воображения и много чего ещё – от твердосплавной фрезы до специального грунта для икон. Результат, как мне кажется, вышел забавный.