ОбзорыРепортажИнтервьюТест-драйвДегустацияExpert talkО проекте
– А что вы думаете, гражданы, об этом кочетином пении? Это, братцы мои, не хуже, чем в церкви, когда поют «со святыми упокой» или ишо какую-нибудь трогательную хреновину...
RSS RSS Mail
Комментарии
Денис Яцутко
Абхазский эвкалиптовый мёд

Звук

Хреновина.net, 30 сентября 2010 года9 комментариев

Это баян

Владимир Дёмин со своим самоиграющим баяномМиллион лет назад, в 1988 году, инженер Владимир Дёмин, вдохновившись японскими роботами-пианистами, решил создать нечто подобное. И создал самоиграющий баян. Сам. Один. Сам собрал компьютер, соорудил хитрый компьютерно-баянный интерфейс с несколькими десятками соленоидов, которые, собственно, и нажимали на кнопочки, напрограммировал мелодий. И инструмент заиграл. Владимиру оставалось только растягивать меха.       

Денис Яцутко, 4 июля 2010 года6 комментариев

Рисуем музыку

手乗り音Один мой друг, любитель исполнить под гитару пару-другую песен собственного сочинения, был однажды возмущён афишей какого-то музыкального коллектива. Дело в том, что на афише было крупно написано: «Мы не играем на гитарах». Он написал им в локальном сообществе гневную отповедь, что-то вроде: «Вы бы ещё написали, что не читаете книг и не любите женщин». Удивительно, но ребята стали оправдываться: «У нас и другой проект есть, мы там как раз на гитарах и играем...» Я бы на их месте, конечно, подобные замечания проигнорировал: мало ли, кто на чём играет или не играет. Я, например, тоже на гитаре не играю. И вообще ни на чём не играю. Последнее время только вот в тетрис иногда на телефоне... Да и вообще – в наше время глобализация, да благословит её Аллах и приветствует, разнесла по миру фольклорные инструменты сотен (если не тысяч) разных племён. А современные технологии, да будет доволен ими Аллах, породили множество новых, в том числе очень интересных играющих штук. И если музыкант не играет на гитаре, в глаза не видел фортепиано, а весь этот ваш рок-н-ролл вместе с КСП и прочими брит-попами видел известно где, едва ли стоит его за это корить. Он, может, виртуозно шпарит на фонокоре или во всю силу молодецких лёгких дует в йирдаки. И многим это, может быть, нравится. Или, возможно, ему по нраву, любуясь динамическими световыми узорами, создавать музыку на высокотехнологичном инструменте под названием тэнори-он. Тоже имеет право.       

Денис Яцутко, 22 июня 2010 года12 комментариев

Почти сиринкс

И снова о музыкальных инструментах. За стеклянной гармоникой следует Eigenharp. Ума не приложу, как называть это по-русски. Эйдженхарп, в общем. Что это такое? Лично я, узнав о существовании этого инструмента, сразу же вспомнил сиринкс из «Новы» Сэмюэла Дилэни. Помните, что это такое? Нет? Ну и ладно, позже об этом. А собственно Eigenharp – изделие компании Eigenlabs, базирующейся в Девоншире, Великобритания. Это такой электронный музыкальный инструмент, вернее – музыкальный контроллер для компьютера Mac под управлением MacOS X 10.4 или выше (с этого лета обещают поддержку Windows). Устроен он очень интересно. Вертикальная вытянутая компоновка и наличие мундштука напоминают фагот. Мундштук подключен к духовому контроллеру. Корпус усеян маленькими выпуклыми квадратными клавишами, каждая из которых не просто нажимается, а напоминает скорее наклоняемый в четырёх направлениях джойстик. При этом в каждом таком микроджойстике встроен светодиод, то есть эйдженхарп ещё и сам себе светомузыка. Ниже по корпусу – двенадцать чувствительных сенсоров покрупнее. Это перкуссия. Далее, с каждой стороны инструмента тянется сорокавосьмисантиметровый ленточный сенсор. Каждый, понятное дело, программируется и, плюс к этому, чувствует легчайшие касания пальцев, малейшее их скольжение. Ниже перкуссионной группы расположена одна «кнопка тишины»: трогаете её – всё замолкает, даже если в это время другие пальцы терзают другие кнопки. Есть ещё микрофонный вход, есть входы для разных «примочек». С компом всё это счастье соединяется при помощи интерфейса USB. Инструмент сопровождается очень серьёзным софтом и несколькими гигабайтами сэмплов в MIDI.

Кто ещё не понял, Eigenharp – не просто целый оркестр с лампочками в одном инструменте. На нём можно не только играть музыку, но и, одновременно, управлять с его помощью параллельно подключенной периферией: световой, кинетической, звуковой же. Кому полноценный Eigenharp (модель Alpha) кажется избыточным или слишком дорогим (почти четыре тысячи фунтов у производителя), тот может присмотреться к Eigenharp Tau (чуть поменьше кнопочек, 1899 фунтов стерлингов) или к Eigenharp Pico (всего 18 микроджойстиков, четыре кнопки переключения режимов, духовой контроллер и один коротенький ленточный контроллер; за всё – 399 британских паундов).       

Хреновина.net, 12 июня 2010 года9 комментариев

Стеклянная гармоника

Стеклянная гармоникаПродолжаем наши рассказы о необычных и малораспространённых музыкальных инструментах. Нынешняя героиня – стеклянная гармоника – интересна не только тем, что мало кто о ней слышал, но и тем, что сконструировал её тот же самый человек, что изобрёл громоотвод, первым использовал электрическую искру для воспламенения пороха и сформулировал максиму «Время – деньги». Не вспомнили, нет? Ну, ещё он знаменит тем, что был среди людей, подписавших Декаларацию независимости США, а также участвовал в сочинении американской конституции. Вы все знаете его в лицо, потому что это лицо изображено на стодолларовой купюре. Да, вот такой разносторонний человек. Звать Бенджамин Франклин. И вот он как раз интересующую нас гармонику и придумал. Дело было так. В 1757 году Франклин прибыл в Лондон в качестве американского посла. Англичане в то время чрезвычайно увлекались игрой на... ну, грубо говоря, на стаканофоне: ставили на стол до сорока стаканов, наполненных в разной степени водой, и елозили по их краям мокрыми пальцами. Звук этого странного музыкального инструмента чрезвычайно Франклину понравился, но, будучи от природы изобретателем и рационализатором, Бенджамин решил, что стаканы лучше использовать по их прямому назначению, а для таинственного стеклянного звучания нужен специальный инструмент.       

Хреновина.net, 28 мая 2010 года3 комментария

Песня моря

Морской орган в ЗадареВсем, кто радовался эоловым арфам и ветряным органам, должен прийтись по душе и морской орган. Есть такое сооружение в Хорватии, в Задаре. Под мраморной лестницей у моря расположено множество труб, через которые туда-сюда проходит вода, извлекая случайные, но гармонические звуки. Автор сооружения – архитектор Никола Башич. Гидравлическую часть инструмента разрабатывал профессор Владимир Андрочец. Звук отстраивала Ивица Ставач. Для посетителей морской орган в Задаре открылся в 2005 году.       

Денис Яцутко, 16 апреля 2010 года12 комментариев

Песня ветра

Работающая копия двенадцатиструнной эоловой арфы XVII векаТёмная ночь, только ветер гудит в проводах... Провода в данном случае играют роль струн случайным образом, побочно, так сказать, возникшей эоловой арфы. Что такое эолова арфа? Струнный музыкальный инструмент, на котором играет ветер. В наиболее общем случае выглядит как ящик-резонатор с натянутыми струнами. Иногда оснащается одним или несколькими уловителями из двух V-образно расположенных плоскостей, направляющих ветер к струнам. Эоловой же её называют в честь Эола, древнеэллинского мифического персонажа-полубога, владевшего кожаным мешком с ветрами. Ветер, особенно сильный, всегда звучит – воет в трубах, шуршит листвой, извлекает волшебные звуки из тонкого стального листа. Почему бы не предложить ему струны?       

Денис Яцутко, 28 марта 2010 года8 комментариев

Диджей? Гусляр? Смешать?

Уолтер Китунду. Egret PhonoharpУолтер Китунду (Walter Kitundu) – так зовут человека, занимающегося изобретением и изготовлением превесьма необычных музыкальных инструментов. Основной принцип большинства из них состоит в сочетании чего-то вроде диджейской вертушки для винила и чего-то вроде гуслей или арфы. В наиболее общем случае такой инструмент, как я понял, называется Phonoharp. Как это выглядит, можете посмотреть на фото в начале записи. Как с этим работать, в общем, понятно с первого взгляда: одной рукой надо пилить на виниле, другой перебирать струны. Конечно, и то, и другое надо уметь делать хорошо. Уолтер умеет. Он, например, играл с «Кронос Квартетом», а это в мире музыки своеобразный знак качества.       

Денис Яцутко, 22 марта 2010 года10 комментариев

Диджериду

Кайл Эванс со своим электронным диджеридуДиджериду (он же yirdaki, yidaki) – и сам по себе хреновина та ещё – один из древнейших музыкальных инструментов на планете, изготовляемый из ствола эвкалипта, выдолбленного термитами. Мундштук обычно натирают пчелиным воском, а весь инструмент (как, к слову, и музыканта) расписывают традиционными племенными орнаментами. В замечательном лёгком австралийском фильме The Coca-Cola Kid с молодым красавчиком Эриком Робертсом, с малышкой Ребеккой Смарт (звездой фильма «Селия», в котором упоминается забор от кроликов) и убийственно крышесрывной последней фразой (обязательно досмотрите до конца!) вы можете услышать диджериду, который преподносится там как онтологический «звук Австралии». «Звук дремучего детства человечества, – добавил бы я от себя, – звук того времени, когда боги и звери ещё были нам братьями». Дуя в эту деревянную трубу, древние люди обращались к таким глубинам, которые из подсознания современного человека не каждый психоаналитик выкопает.

Но что за опутанная проводами дура в руках у чувака на картинке, открывающей эту запись? Это, как вы, наверное, уже догадались, электронный диджериду. Соорудил его двадцатичетырёхлетний Кайл Эванс, который, собственно, и изображён на фото со своим изобретением в руках.

Три года назад Кайл купил в Австралии настоящий диджериду работы аборигенов и научился на нём играть. Но постепенно ему стало не хватать, так сказать, природного диапазона этого инструмента. Оно и неудивительно: если бы людям Запада хватало всего природного, они бы и жили, как австралийские аборигены до прихода европейцев (а некоторые и до сих пор, смотри об этом, например, фильм «Бродяжничество», оригинальное название – Walkabout, 1971 год). В общем, Кайл Эванс взял трубу из ПВХ, поместил в дальнем её конце беспроводной микрофон, а по внешней поверхности разместил кнопки управления и прочие примочки. Проводку отчасти замаскировал участками трубы большего диаметра.       

Александра Яцутко, 1 февраля 2010 года16 комментариев

Настоящая музыкальная дорога

Asphaltophone, первая музыкальная дорога В комментариях к нашей недавней записи про игрушечную музыкальную дорогу читатели огорчились, что это только проект, к тому же технически не до конца продуманный. Ну, что ж. Вот вам самая настоящая музыкальная дорога, работающее изобретение.

Музыкальная дорога – это такая специальная дорога (вернее, фрагмент обычной дороги), при езде по ней возникают ритмические вибрации, из-за которых в салоне автомобиля слышна мелодия. Самую первую подобного рода дорогу придумали два датских художника Steen Krarup Jensen и Jakob Freud-Magnus в 1995 году. Она называется Asphaltophone. Это кусок шоссе с нанесёнными выпуклыми маркерами (похожими штуками обычно размечают дороги во многих штатах Америки и некоторых других странах). Разной формы маркеры нанесены в виде двух параллельных полос (желающие послушать музыку должны точно вписаться). Судя по фотографиям, дорога эта довольно короткая.       

Хреновина.net, 27 января 2010 года12 комментариев

Музыкальная дорога

Ricardo Seola. Музыкальная игрушка Original Sound TrackИтальянец Рикардо Сеола (Ricardo Seola) придумал детскую игрушку Original Sound Track – нечто среднее между игрушечной железной дорогой и музыкальной шкатулкой. Как видно на картинке слева, идея проста: цилиндр со штифтами обычной музыкальной шкатулки тут развёрнут в плоскую замкнутую дорожку; гребёнка, которая, собственно, играет, прикреплена к паровозу спереди; вместо ручки, которую надо крутить, – заводной ключик. В итоге игрушка получилась такая милая, что почти все, кто написал о ней, собирают восторженные комментарии с вопросом «где такое можно купить?». Пока, к сожалению, нигде. Но, судя по всему, это вопрос времени. Во всяком случае, тут не просто задумка-концепт, а уже вполне конкретный и подробно описанный проект.

Дорога (60 сантиметров в диаметре) состоит из 10-ти паззл-частей (11 х 23 сантиметра), которые можно менять местами. Наборы дорог с разными песнями будут продаваться отдельно. Все песни делятся на 5 групп, у каждой группы свой цвет штифтов. Фрагменты дороги с штифтами одного цвета можно замещать друг другом как угодно, даже если они из разных песен. То есть, простор для творчества и экспериментов не бесконечный, но довольно большой.       

2