ОбзорыРепортажИнтервьюТест-драйвДегустацияExpert talkО проекте
– А что вы думаете, гражданы, об этом кочетином пении? Это, братцы мои, не хуже, чем в церкви, когда поют «со святыми упокой» или ишо какую-нибудь трогательную хреновину...
RSS RSS Mail
Комментарии
Александра Яцутко
Лотосные стопы

Звук

Денис Яцутко, 24 июня 2013 года1 комментарий

Музыкальные качели

Часть городской светомузыкальной инсталляции 21 BalançoiresРомантики полагали музыку высочайшим из искусств. Реалисты же предпочитают прозу и реалистический кинематограф, почитая музыку искусством скорее второго плана. Обоснованы мнения первых и вторых одним и тем же фактом: при помощи музыки практически невозможно передать более или менее однозначно интерпретируемый знак. Музыка обращается к субъективности каждого, даже к шизоидности. Одна и та же мелодия кого-то заставит плакать от счастья, кого-то спать, иной пустится под неё в пляс, кто-то же останется равнодушен и неподвижен. Это свойство делает фигуры автора и исполнителя музыки несколько неудобными для её восприятия. Литература и фигуративная живопись приучили нас, что автор и исполнитель вроде как пытаются что-то нам сказать, что-то конкретное. Высказывание имеем интенцию, цель. А тут вроде бы человек издаёт не самые простые звуки – целый концерт Рахманинова – это же не просто так. Будь просто, он бы засмеялся, заплакал бы или чихнул. Но что сказать-то хочет? Конечно, я могу слушать музыку и прислушиваться к себе, к своему субъективному, исполнитель-то вот, передо мной, у него выражение лица, движения рук, я ощущаю попытку диалога, а полноценно участвовать в нём не могу. В общем, музыка – это такое искусство, из которого автора и исполнителя хочется устранить. Пусть будут звуки, но пусть не будет кого-то, кто будто бы что-то этими звуками выражает. Раз уж рецепция музыки шизофренична, вот и оставьте меня наедине с музыкой. И пусть она рождается как-то сама – из природы, из движения мира, а я буду слушать. Песню ветра. Музыку волн. Ещё интереснее включить реципиента, слушателя в само производство музыки. Но не как музыканта, а как участника движения мира. Мы слышим ведь собственное дыхание, звук шагов, стук клавиш компьютера. Скрип качелей. Но можно ли сказать, что мы играем музыку на качелях? Просто качаемся.

Во дворе моего детства были качели. Они висели металлическими петлями на металлической балке. Без подшипников. На них качались все подряд, петли перетирались, кто-нибудь падал и ушибался, неделю качели стояли покалеченные, потом приходил человек со сваркой и заваривал петлю. И они поскрипывали ещё месяц-другой. Правда, даже при такой вот конструкции заметно скрипели они не всегда. То есть, их вклад в музыку мира был слишком случаен и часто тих.

В Канаде вот тоже нашлись любители слушать мир. Но чтобы их качели не подводили качающихся остутствием звука, городская инсталляция 21 Balançoires (21 качели) устроена таким образом, что каждые качели – это ещё и электромузыкальный инструмент. Вы качаетесь – качели звучат. И хотя канадский профессор Люк-Ален Жиральдо и говорит, что, мол, смысл этого «коллективного инструмента» – сотрудничество, он, конечно, не прав. Потому что сотрудничество – это симфонический оркестр. А тут разве что совместная медитация. Скорее же отдых рядом. Соседствующие самокопания посредством весьма тонкого звука, производимого в мире довольно грубым движением индивидуальных тел.       

Денис Яцутко, 24 июня 2013 года4 комментария

Баян, который не порвать

Электробаян Топаз-1Сегодня узнал, что музыкальная промышленность СССР в своё время выпускала такую прекрасную штуку как электробаян. Судя по тому, сколько сообщений об этом баяне в интернетах, это уже давно баян, но я вот не знал. Выпускали его на небезызвестном радиозаводе «Форманта», что в городе Качканар Свердловской области. Электронный баян носил гордое имя «Топаз», умел имитировать звук натурального баяна, органа, флейты и т.д., и т.п, как любой нормальный синтезатор. Фишка же его в том, что если вы учились на баяне, но хотите попробовать себя в электричестве, вам не надо переучиваться на другой инструмент. Привычное положение рук, привычное движение пальцев. Кроме прочего, в отличие от большинства клавишных синтезаторов, электробаян нёс на борту акустику. Говоря современным языком, представлял собой моноблок.

А ещё в этом баяне не было мехов, а следовательно его невозможно было порвать.

Впрочем, если у кого-то есть желение непременно порвать электробаян, сообщаю, что бывают баяны-синтезаторы и с мехами. Более того, сегодня именно такие, в основном, и распространены. На них можно играть как на обычном баянах, а можно как на синтезаторе.       

Pedro Reyes. Музыкальные инструменты из оружияВ Мексике, как известно, с оружием на руках у населения всё нормально – даже броневики случаются. Но время от времени властям и гражданским активистам удаётся убедить народ с каким-то количеством единиц оружия расстаться. В порыве наладить вокруг себя мирную жизнь народ иногда притаскивает немало железа – по полторы тысячи пистолетов за раз. Властям, конечно, удобнее всего было бы просто отправить всё это в металлолом и забыть. Но проще – не всегда значит лучше. Почти из каждой сдачи оружия политики и активисты норовят устроить шоу соплей и разума, всячески побуждающее всех жить в мире, обниматься и не стрелять в пианиста и друг в друга. Это, кстати не только в Мексике происходит. О том, как упромысливают сданное оружие в Питтсбурге (США), мы уже как-то рассказывали. А в Мехико оружие, так или иначе отнятое у участников нескончаемой нарковойны, переплавляют в лопаты (ну почти в орала, да), при помощи которых затем показательно сажают деревья. Программа называется Palas por Pistolas.

Но не лопатами едиными (впрочем, что ещё понимать под лопатой). В 2012 году устроители торжественной переплавки позвонили художнику Педро Рейесу (Pedro Reyes) и поинтересовались, не оставить ли ему немного оружейного металла для каких-нибудь художественных нужд. Ну кто бы отказался, а? В общем, привезли ему целую гору надпиленного стрелкового оружия, он собрал шестерых музыкантов и они все вместе две недели всё это добро пилили и варили, превращая в музыкальные инструменты. Так сказать, поставили смертоносный металл на службу несмертельной музыке. Молодцы.       

Хреновина.net, 30 сентября 2012 годаКомментировать

Мускульная музыка

Терри Крюс в ролике Old Spice Muscle MusicВы видели рекламу дезодоранта (или что там у них?) «Олд Спайс» с Терри Крюсом? Видеоролик «Мускульная музыка»? Не видели? Обязательно посмотрите. В этом довольно безумном видео Терри в определённом порядке напрягает различные мышцы (которые у него, к слову, что надо). К мышцам подсоединены датчики, отсылающие сигналы о движении мышц на музыкальные инструменты. В итоге выходит музыка. Смотрится и само по себе дико круто, но вы, досмотрев ролик, не закрывайте вкладку. Попробуйте понажимать кнопки вашей клавиатуры. Разумеется, флэш в браузере должен быть включен.       

Хреновина.net, 1 июля 2012 года21 комментарий

Реконструкция шума

Звуковой аппарат Попова «Лягушка», экспонат выставки «Реконструкция шума»На днях нам довелось вдоволь пошуметь – мы сходили на выставку в Политехническом музее «Реконструкция шума». Её экспонаты – шумовые машины актёра и изобретателя В.А. Попова. С помощью этих фантастических приспособлений, начиная с 1910-х и до 1950-60-х годов создавалось реалистичное звуковое сопровождение спектаклей МХАТа, МХТ-2, Театра им. Вахтангова, многих советских фильмов. Сегодня с этим всё значительно проще – у нынешних звукачей есть в распоряжении огромные цифровые библиотеки самых разнообразных звуков. А в начале XX века не было ещё даже магнитофонов. Приличных коллекций звуков природы, производства, транспорта не существовало ещё даже на граммофонных пластинках. Да и граммофоны звучали слишком тихо для театра (хотя, конечно, существовали способы сделать их громче), и звук их был слишком далёк от натурального. Специалисты по театральному звуку тех времён были вынуждены искать нужное звучание в подручных предметах и материалах и, комбинируя их, создавать специальные звуковые приспособления. Владимир Попов достиг в этом мастерстве невероятных вершин. Благодаря его шуммашинам, русские, позже советские театры, советское кино, радиоспектакли зазвучали полной палитрой натуралных шумов.

К сожалению, постепенно, по мере вытеснения шумовых аппаратов сначала магнитной лентой, а позже цифрой, изобретения Попова были забыты и утеряны. Но остались записи звуков в кино и на радио, остались фотографии, чертежи, остались записи самого Попова и даже его книга о звуковых машинах. На основе этих материалов Музыкальная Лаборатория – группа энтузиастов, музыкантов, артистов, художников, искусствоведов, во главе с Петром Айду – сумела воссоздать ансамбль шумовых машин Попова и представляет его сейчас в Политехническом музее.

Выставка эта уникальна. И не только потому, что на ней представлены страшно интересные штуки, дающие живейшее представление о том, как рождался натуральный звук в искусстве начала прошлого века, но и потому, что все экспонаты на ней можно трогать руками. То есть, вы можете прийти и извлечь из этого всего звук самостоятельно. Мы так и сделали. И это было фантастически круто – берёшь в руки, например, обычную деревянную катушку для ниток, на которую намотана леска, укреплённая одним концом в рамке с оргстеклом, и думаешь: «Что же это такое? Зачем это?» А это шумовая машина «Лягушка». Она квакает.       

Денис Яцутко, 14 февраля 2012 года4 комментария

Лопата из лопаты

Эл Фрисби (Al Frisby) с электрогитарой из лопатыЗадорный ролик группы «Красная плесень» о «первой в мире гитаре, сделанной из лопаты» я увидел случайно по чьей-то ссылке. Ребята там в самом деле делают из лопаты электрогитару. Это интересно. Но вот на что я обратил внимание: они там говорят, что это, в самом деле, первая в мире такая хреновина, что «никто в мире ещё не делал гитару из лопаты и не лопатил на ней альбомы». В этом я сразу как-то усомнился. Хотя бы потому, что в моей юности лопатами время от времени называли все гитары вообще, электрогитары типа «доска» называли так особенно часто, а электрогитары с трапециевидной доской никак больше и не называли. Ну и вообще, очень похожие же друг на друга предметы – гитара и лопата. Неужели же человечество тупо смотрело на столь очевидное сходство и в бездействии ожидало, пока Павел Яцына аж в 2010-м году соорудит такую простую штуку? Ближайшие интернеты сообщали нам, что, будто бы, именно лидер «Красной плесени» не только соорудил первую в мире гитару из лопаты, но и запатентовал её (в 2011 году). А также создал группу Shovellica, играющую исключительно на гитарах-лопатах. Всё это прекрасно, но поверить, что до 2010 года все лапу сосали, я всё равно не мог.

Углублённый поиск показал, что не зря: гитаролопат и лопатогитар человечество наклепало давно.       

Денис Яцутко, 27 ноября 2011 года12 комментариев

Советский блюз

Лидия Константиновна Дробышевская с гитаройЕсть такая техника игры на гитаре – с использованием слайда, слайд-гитара. Слайд – это металлическая, фарфоровая, стеклянная или пластиковая трубочка или пластинка, которую или надевают на палец левой руки, или просто в этой руке держат. Слайдом скользят по струнам, прижимая их к грифу. Звук при этом получается не такой, как когда используют просто пальцы.

Придумали этот метод игры чёрные афроафриканцы в чёрной Африке в незапамятные чёрные времена, когда белые люди ещё не спустились к ним с неба по выдолбленному стволу баобаба. Чуваки просто натягивали струну на двух вбитых в какое-нибудь бревно шпеньках, щипали её одной рукой, а другой водили по ней вываренной костью врага из соседней деревни.

Когда же рабовладельцы оторвали африканских музыкантов от корней и любимого дела и привезли в Америку, им там, во-первых, попала в руки гитара, а во-вторых – бутылка. Опорожнив бутылку, ребята быстро сообразили, что если водить бутылкой по нескольким струнам, звук выходит интереснее, чем если костью по одной.       

Хреновина.net, 29 октября 2011 года11 комментариев

Мы уже боимся включать утюг

Два флоппи-дисководаВизуальные образы из «Звёздных войн» эксплуатируются и интерпретируются нещадно. Во что только ни одевали Дарта Вейдера и кого только ни одевали в Дарта Вейдера. С кем только не беседовал Йода своими вывернутыми фразами. В ком и в чём только не усматривали наблюдательные чуваки сходства то с имперскими шагоходами, то со Звездой Смерти. Куда ни плюнь – твой плевок отразит световой меч рыцаря-джедая без страха и упрёка. Бесстрастные маски клонов Империи и головы дроидов Торговой федерации смотрят с каждого сотого юзерпика. Мы специально не следим за этой тематикой, многое замеченное, даже забавное, пропускаем мимо глаз и ушей, но перед таким напором не устоишь. Поэтому даже у нас уже всплывали и Хан Соло, и Лорд Вейдер, и другие товарищи. И вот (ну никуда не деться!) опять перед нами нечто такое на тему Star Wars, мимо чего трудно пройти и остаться равнодушным.        

Soundtank Ника НовакаКогда мимо проезжает автомобиль, аж подпрыгивающий от несущегося из него «бум-бум», лично мне всегда хочется бросить в него гранату. Вообще вот такое бесцеремонное навязывание миру своих звуков всегда отвратительно. По этой же причине, например, я никогда не подаю музицирующим в переходах и вагонах метро. Потому что, ребята, я не включал эту музыку и даже не заказывал её. По этой же причине я всегда спрашиваю в кабаках, если прихожу ранним вечером, не планируется ли у них там «живая музыка» (чаще всего, особенно в провинции, отвратительные лабухи), и сразу ухожу, если планируется. Если в кафе слишком орёт музыка в записи, всегда прошу сделать потише. Если не делают – прошу книгу жалоб. Пару раз даже платил лабухам в кафе, чтобы не изображали, что играют музыку, а просто посидели тихо. Людям с орущей мобилой на отставленной вбок руке со мной лучше вообще не встречаться, я предупредил, если что. Ну, потому что всё это «бум-бум» мешает общаться, мешает думать, отдыхать. Музыку я слушаю дома, по своему выбору, или на концертах, которые, опять же, выбрал и на которые по собственному желанию купил билет. В общем, первая мысль при взгляде на Soundtank «Panzer» Ника Новака у меня была: «Из ПТУРа бы по такой дуре шандарахнуть...» Впрочем, уже на второй мысли я смилостивился: в конце концов, это идеальная тачка, чтобы диджеить на обдолбышных опенэйрах посреди болот, откуда никакой музыки никому, кроме тех, кто потрудился запастись пенкой и веществами и отправиться к чёрту на кулички, не слышно. И слава Богу.       

Денис Яцутко, 23 мая 2011 года17 комментариев

Аудиопад

AudiopadНередко слышал от противников электронной музыки такой аргумент: «Они вообще не играют – просто выбирают последовательности из готовых семплов». Помилуйте, а разве, например, пианист или гитарист не выбирает последовательности из того диапазона звуков, который могут предоставить гитара или рояль? Даже вокалист выбирает из перечня возможностей своего голосового аппарата. Если на то пошло, почти ни один музыкант не создаёт звука – все лишь выбирают. Создатели музыкальных инструментов в этом смысле гораздо более творцы. И то – если они изобретатели, художники, а не работники конвейера гроборояльной фабрики. Тот, кто впервые натянул струну на ящик-резонатор, гораздо больше был творцом звука, чем самый виртуозный скрипач. Так что, претензия пустая. Ну да, некоторые электронные музыкальные инструменты существенно облегчают выбор звуковых последовательностей в сравнении с инструментами традиционными. Ну так это же хорошо, разве нет? Вот, например, посмотрите на музыкальный контроллер Audiopad – как легко с его помощью оперировать музыкой.