ОбзорыРепортажИнтервьюТест-драйвДегустацияExpert talkО проекте
– Если ты подумаешь, что эта хреновина не транклюкатор, это будет последней мыслью в твоей чатланской башке!
RSS RSS Mail
Комментарии
Александра Яцутко
Искусство и магический утилитаризм

Милитаризм

Одну нашу довольно давнюю заметку мы назвали «А вот и бластеры». А они, оказывается, не «а вот», а чёрт знает когда вообще. И, что самое интересное, не только в виде стационарных установок на огромных боевых кораблях, но и, натурально, как в фантастических мультиках – в виде пистолетов. Представьте: 1984 год, Советский Союз. Угу. У нас под боком буквально, а вот лично я, например, ни сном ни духом, что не красит, конечно. В общем, группа разработчиков из Академии РВСН в лохматом 1984 году придумала и соорудила личное нелетальное оружие для космонавтов. Задача стояла такая: оружие должно было быть размером с обычный пистолет и не должно было угрожать обшивке орбитального корабля и его системам. То есть, предполагалось, что наши космонавты будут с кем-то перестреливаться прямо на орбитальной станции, я так понимаю. Пристыковались, например, к нашим американцы и говорят: «Хаудуюду, рашен! Френдшип! Бабльгам!» А наши так, с осознанием классового превосходства и во имя мира во всей вселенной: «Тыдыщ! тыдыщ! Получите, подлые империалисты!» И всё. Граница на замке. Мирный космос в надёжных руках. Вот. Ради этой благой цели и был создан представленный на картинке лазерный пистолет. Чем не бластер?       

Денис Яцутко, 25 мая 2010 года12 комментариев

Киномёт

Mark III Hythe Machine Gun Camera«Вар... вар из нот шутинг. Щёлк-щёлк. Вар – из шутинг. Ту-ду-ду-ду... Понимаешь меня, иностранец?» Где-то так. За точность цитаты не ручаюсь. Просто напомнило. Посмотрите-ка на картинку (кликабельно). Этот пулемёт – не совсем пулемёт. Во всяком случае, пули он не мечет. И не метает. Не стреляет, в общем. Дело в том, что в Первую Мировую, в 1915-м, патроны были довольно дороги, а пулемёты, как известно, расходуют это дело как пулемёты. То есть, очень быстро. А вот киноплёнка в те времена была, хоть и тоже дорогая, но заметно дешевле, чем боеприпасы. И уж тем более – дешевле, чем самолёты. А учебные воздушные бои проводить было надо. И как? «Тра-та-та, я тебя убил?» Так за шумом мотора и свистом ветра не слышно ничего. Но лётчиков-то надо учить. И поэтому товарищи из компании Thornton-Pickard придумали такую штуку – кинокамеру в форм-факторе пулемёта Льюиса (Mark III Hythe Machine Gun Camera). Её устанавливали на аэропланы, авиаторы изображали воздушный бой, то есть, летали и от души шмаляли друг в друга из кинокамер. Потом, на земле, плёнку проявляли и, просматривая получившееся кино, разбирали полёты – кто в кого попал, кто нет.       

Хреновина.net, 6 апреля 2010 года9 комментариев

Кособокий шедевр Фогта

Blohm und Voss BV.141Позавчера мы рассказывали вам о германском планере-истребителе времён Второй мировой войны, а сегодня поведаем о ещё одном, более раннем занимательном изобретении того же конструктора – Рихарда Фогта.

B 1937 году RLM (рейхсминистерство авиации) потребовало от совокупного тевтонского гения сочинить лёгкий самолёт-разведчик, он же лёгкий бомбардировщик, он же корректировщик артиллерийского огня. Из всех попыток ответить на этот вызов эпохи особого внимания заслуживает самолёт Фогта Blohm und Voss BV.141 – удивительный самолёт с асимметричной компоновкой. Экипаж в этом самолёте располагался в остеклённой будке справа от фюзеляжа. Таким необычным образом Фогт собирался добиться кругового обзора на одномоторном самолёте. Кроме того, предполагалось, что такая компоновка избавит BV.141 от извечных попыток лёгких одномоторных самолётов крутиться вслед за собственным винтом. К пришпиленной сбоку кабине-гондоле прилагалось ещё пара необычностей. Например, однобокое хвостовое оперение. Удивительно, но испытания первого рабочего образца прошли достаточно успешно, после чего было построено ещё несколько экземпляров, отличавшиеся друг от друга в деталях (размах крыльев, тип остекления кабины, качество гидравлики и т.п.). Лётчики удивлялись такому чуду, но кособокий самолёт летал нормально, без особых проблем. Кроме того, с него довольно легко производились бомбометание и аэрофотосъёмка. Так что, чиновники поскрипели зубами и поставили на очередном чертеже визу: «В серию, чё...» Но когда предсерийные образцы попали на глаза высшим чинам люфтваффе, те скривили рожи. Ну, если вы служили в армии и общались там если не с генералами, то хотя бы с полковниками, знаете, наверное, как они любят, когда всё симметрично. BV.141 показался главным лётчикам неприятным уродцем. И они уговорили тех, кто этим делом рулил, в серию кособокий шедевр всё-таки не пускать.       

Хреновина.net, 4 апреля 2010 года11 комментариев

Истребитель, но не самолёт

Blohm und Voss BV 40Машина на картинке – истребитель. Она летает (вернее – летала). Но она не самолёт.

В 1943 году армады американских бомбардировщиков стали регулярно бомбить немецкие города. Это побудило рейхсминистерство авиации искать способ постройки максимального числа эффективных и дешёвых истребителей. Важным требованием к конструкторам было – чтобы получившуюся машину мог пилотировать человек, проучившийся пару недель на несложных курсах. Конструктора, наверное, и рады были бы сказать своим начальникам, что те, мол, охренели и так не бывает, но шла война и подобных разговоров просто никто бы не потерпел.

Чего только ни придумывал сумрачный тевтонский гений, от ракет «земля-воздух» до различных вариантов ракетных и реактивных самолётов. Но всё это было достаточно сложно и дорого. И требовало длительной подготовки лётчиков. Многие из тогдашних разработок после получили то или иное развитие в авиационной технике, но было одно изобретение, которое, насколько нам известно, по сей день остаётся уникальным. Тупиковая, так сказать, ветвь. Этой тупиковой ветвью был предложенный Рихардом Фогтом Blohm und Voss BV 40 – безмоторный планер-истребитель.       

Хреновина.net, 21 марта 2010 года4 комментария

Подводный паровоз

Собственно, любой паровоз может быть подводным: если его скинуть, например, с железнодорожного парома в море, он затонет и будет подводным. Но вот можно ли затонувший паровоз продолжать считать паровозом? Наверное, нет. Потому что паровоз – это нечто, что работает на пару и возит. А облепленный ракушками локомотив на морском дне, точно уже ничего не возит. И никакого пара в нём вскоре после затопления не останется.

Но был в истории паровозов и такой, что вполне себе плавал под водой – таковым, вероятно, можно считать британскую субмарину типа «K»

Это была подводная лодка с паровыми турбинами и двумя очень паровозными (правда, убирающимися на время погружения) дымовыми трубами. Зачем англичане выстроили эту самозатопляемую коптильню, сказать трудно. Задумали они её в 1915, а с 1916 по 1918 наклепали таких аж 17 штук. А потом началось: одна гикнулась прямо на испытаниях, три затонули после различных столкновений, одна ушла в ил, не выходя из гавани, ещё одна пропала без вести. Матросы готовы были на что угодно, лишь бы их не посылали служить на подводные паровозы. Ну, потому что паровозы хоть и вполне нормально чувствуют себя под землёй и даже в небесах, под водой им, видимо, было хреновато.

Хотя, конечно, на самом деле причина неудач с паровыми лодками в том, что паровая турбина для того времени была слишком уж футуристичным устройством. В конце концов, газотурбинный автомобиль в конце 1950-х тоже не очень поехал.

Хреновина.net, 24 февраля 2010 года18 комментариев

Латы компьютерной эры

SpecOps WC2Устройство SpecOps WC2 – это полноценный компьютер на основе чипсета Intel и процессора Intel Pentium 4 с частотой 1,4 GHz. По умолчанию он оснащён 64-гиговым флэш-драйвом (возможен апдейт до 128) и популярными портами USB2.0, аудио, ethernet. Работает WC2 с любой настольной операционной системой, от Windows и Linux до DOS. Примечателен же этот компьютер тем, что, во-первых, носится на руке примотанным специальными ремнями к предплечью, а во-вторых – защищён по самое не хочу по американскому милитаристскому стандарту MIL STD 810F. Последнее в данном конкретном случае выражается, например, в возможности без проблем работать под водой без присоединённой клавиатуры на глубине до 167 метров, а с клавиатурой iKey KYB-170-OEM – до девятнадцати с половиной метров. WC2 успешно тестировался в течение сорока восьми часов в работающем состоянии при температуре 65,6°C. Внешняя батарея весом 1,3 кг обеспечивает работу компьютера в течение 15 часов и заменима под водой. Экран снабжен антибликовым покрытием и лампой подсветки, что позволяет одинаково легко работать при ярком солнечном свете и в полной темноте.       

Хреновина.net, 19 февраля 2010 года16 комментариев

Пирамида Хеопса с пушками

M3 «Генерал Ли», захваченный немцами на Восточном фронтеОбозревая историю военной техники, постоянно удивляешься, какую невероятную любовь испытывают конструкторы ко всему гигантскому, хтоническому, монструозному. Сколько времени должно было пройти, прежде чем мировая конструкторская мысль более или менее приостановилась на обтекаемых рациональных формах. И как долго и упорно изобретатели и промышленники всех стран норовили любую военную машину сделать побольше и пострашнее и напихать в неё побольше ружей, пушек и пулемётов. Кажется, дай им волю – они бы целые города заковывали в броню, ставили на гусеницы и заставляли ехать и палить во все стороны из многочисленных орудий. А самое интересное, что даже сейчас, когда все прекрасно знают, что идеальная машина должна быть не большой и страшной, а стремительной, незаметной и смертоносной, грубая сила старых неповоротливых стальных монстров продолжает восхищать зевак. Создатели разных милитаристских компьютерных игрушек вооружают в них эфемерные стороны конфликта многопушечными бронемамонтами именно потому, что это внушает. В отличие от нынешних образцов, стремящихся по форме приблизиться к селёдке или морской черепахе.

Вдохновлены эти сегодняшние наши размышления американским средним танком времён Второй мировой войны M3 Lee. Конечно, это далеко (очень далеко) не самый монструозный представитель семейства бронетанковых, но, во-первых, на глаза нынче попался именно он, а во-вторых – похож на вооруженную египетскую пирамиду.       

Денис Яцутко, 26 января 2010 года12 комментариев

Лазер против тротила

Laser Avenger на «Хаммере»Американцы сейчас, оказывается, монтируют боевые лазеры (Laser Avenger – «Лазерный мститель») на «Хаммеры» и намерены использовать их против беспилотных летательных аппаратов. Занимается этим делом компания «Боинг». То есть, сперва на беспилотники, как я понял, не замахивались – хотели использовать лазеры для безопасного удалённого уничтожения неразорвавшихся бомб и снарядов. Но, конечно, с точки зрения затрат это было бы как из пушки по воробьям. В конце концов, расстреливают же сейчас эти бомбы из водомётов или просто из стрелкового оружия. Понятно было, что постепенно разинут рот на что-то большее. Вот и случилось. Теперь, значит, дело лазера – защищать войска от беспилотников. Увеличили мощность до одного киловатта, улучшили систему наведения – и вперёд.       

Денис Яцутко, 13 января 2010 года9 комментариев

Охваченные крылом

Продолжим о самолётах. Днесь мы рассказывали об аэропланах маркиза д'Эквилли, в которых крылья располагались внутри пары обручей. А в последней модели в верхней части межобручевого пространства было даже натянуто нечто, бывшее по сути само по себе крылом, полукольцевым. Но до полностью кольцевого крыла маркиз всё-таки не додумался. А вот его современник и почти соотечественник мосье М. Живодан (M. Givaudan) додумался («почти cоотечественник» – потому что сам маркиз, будучи французом, родился в Испании и некоторое время служил этой стране, затем служил Германии и даже терял французское гражданство, которое, правда, потом восстановил). Посмотрите на фото слева. Это аэроплан Живодана. Многие считают, что эта машина – первая в мире попытка соорудить летательный аппарат с кольцевым крылом, или, как ещё говорят, с крылом замкнутого типа. Даже с двумя такими крыльями, если быть точным. Или, ещё точнее, с двумя ячеистыми структурами кольцевидной формы. К центрам этих круглых штук были прикреплены концы фюзеляжа, впереди был тянущий винт диаметром 2,4 метра, который управлялся сорокасильным восьмидесятикилограммовым мотором с воздушным охлаждением через механический редуктор. Управлять машиной предполагалось, поворачивая носовую кольцецесекцию туда-сюда. Мосье построил свой аппарат на заводе Vermorel Motor в Вильфранш, Франция, в 1909 году. Источники сообщают, что испытания были «довольно неудачными». Но что это значит? Понятно, что управлять такой штукой в воздухе, при этом сидя на ней, не пожелаешь даже депутату государственной думы, но всё-таки – взлетал ли мультисекционный аэроплан Живодана? Отрывался ли он хотя бы от земли?       

Денис Яцутко, 12 января 2010 года5 комментариев

Крыльями небо не испортишь

Мы тут давеча повеселились, разглядывая фотографии одного американского триплана. А нынче вспомнили вдруг, что триплан – это же не предел. Далеко не предел. Особенно на заре авиационной эры. Посмотрите, например, на фото слева. Это мультиплан. Внушает? Его создатель, Горацио Филлипс, сын оружейника, с юных лет втыкал в инженерное дело. Экспериментами с летательными аппаратами он заинтересовался в конце 1870-х. Наблюдая за испытаниями в аэродинамической трубе Королевского авиационного общества Великобритании, он вдруг подумал, что может усовершенствовать этот агрегат, и в начале 1880-х он уже построил собственную аэродинамическую трубу, гораздо более эффективную. В опытах с ней он разработал искривлённый профиль крыла, который потом использовали Отто Лилиенталь, Сэмюэль Лэнгли и братья Райт. В конце концов, а именно в 1904 году, вдоволь наэкспериментировавшись с трубой, Горацио решил построить собственный самолёт, тот самый, что вы видите на снимке. У него двадцать крылышек. К сожалению, он оказался неустойчивым, неуправляемым и вообще неудачным. Три года спустя Горацио Филлипс построил ещё один самолёт – с двумя сотнями крыльев. На этот раз его ожидала удача – мультиплан поднялся в воздух и пролетел почти 150 метров! Ура!

Хотите взглянуть, как выглядел этот аэроплан-рекордсмен? Придерживайте мозг.       

4