ОбзорыРепортажИнтервьюТест-драйвДегустацияExpert talkО проекте
Хлеб всему голова, хреновина – всему синоним.
RSS RSS Mail
Комментарии
Александра Яцутко
Детские монстры

Бионика

Денис Яцутко, 27 октября 2009 года7 комментариев

Механический мальчик

ROPIDВ начале 1970-х я любил смотреть диафильмы. Среди них был замечательный, очень любимый мной диафильм «Приключения Кьодино» – о железном мальчике, которого бедный слесарь собрал себе из металлолома. К сожалению, поискав в Сети, я не смог найти ни одного изображения из того диафильма. А искать я начал, когда увидел фотографию вот этого замечательного мальчишки-робота: показалось мне, что очень уж он похож на того диафильмового Кьодино. Хотя, может быть, я и ошибаюсь. С тех пор как я последний раз видел тот диафильм, лет тридцать прошло...

Этого электронно-механического мальчишку зовут ROPID. Он умеет смешно бегать, подпрыгивать на месте, крутиться, кивать. Разработали его в «робогараже» Киотского университета.       

Денис Яцутко, 20 октября 2009 года8 комментариев

Держать хвост пистолетом

Mood TailМой добрый товарищ и сослуживец по разбойно-партизанскому чертёжному бюро имени Нестора Ивановича Махно гвардии рядовой Андрей Евдокимов в своё время часто сокрушался, что нет у него красивого пушистого хвоста. «Денис, – говорил он, – согласись, было бы здорово иметь большой красивый пушистый хвост. Как у белки, например, или у большого мохнатого кота. Нравится тебе, например, что-нибудь – не надо ничего говорить, хвостиком помахал – и всё понятно». Я его страсти не разделял, не одобрял и не понимал, но, увидев фото устройства Mood Tail (хвост настроения), сразу о тех давних с ним разговорах вспомнил. Этот хвост, правда, приставной, с пультом ДУ, но предназначен как раз для выражения настроения носителя. Современные люди в массе постепенно отходят в повседневном общении от смыслов и всё хуже справляются со словами. Им хватает эмоций, для выражения которых на письме они используют смайлики, а в устной речи восклицания и жесты. «Хвост настроения» призван дополнить собой нехитрый аппарат жестикуляции при общении лицом к лицу (или даже спиной к лицу).       

Денис Яцутко, 23 июля 2009 года7 комментариев

Робот в поисках самки

Робот, управляемый головой молиНасекомые и другие членистоногие очень похожи на роботов. Вернее – это роботы со своими жёсткими корпусами, членистыми телами и примитивным набором функций похожи на насекомых. Само собой, создатели роботов часто обращаются к насекомым (а не только к крысам) как к источнику вдохновения и стремятся наделить свои создания хотя бы такими возможностями, какие есть у самых примитивных шестиногих живых существ. Но пока даже самая тупая обнюхавшаяся нафталину моль умнее самого умного робота – в том смысле, что она, как минимум, автономна и не станет париться, выбирая между двумя одинаковыми шерстяными пиджаками. И с обонянием у неё всё, мягко говоря, нормальненько. И вся её программа при этом умещается (если забыть о её половой клетке и говорить только о взрослой моли) и работает в крохотной церебральной гангнлии, которую и мозгом-то назвать язык не поворачивается. Создать центральный чип такого же размера и такой же функциональности учёные пока даже мечтать побаиваются. Зато их от души прёт на тему сопрячь коня и трепетную лань, то есть соединить в одном механизме с одной стороны механику с электроникой, а с другой – что-нибудь живое, желательно мозг. С серьёзными мозгами пока сложно. То есть, можно использовать, например, мозг крысы, но что толку в том, когда механизмы его работы как следует не изучены? Мозг млекопитающего – сложнейшая штуковина, использовать его, чтобы тупо рулить парой колёс вправо-влево (не сочтите за наезд на байкеров), – это, извините за банальное сравнение, всё равно что на халтурку по созданию альбома фоточек выпускников средней школы для дебилов идти с дорогущим хассельбладом и двумя камазами студийного света. Можно, но незачем. Головной отросток нервной системы насекомого – вот идеальный мозг для несложного робота. По крайней мере – на этапе начального накопления знаний по чипованию всего что движется и мозгованию железяк. Именно так рассудили ребята из Tokyo University's Research Center for Advanced Science (переводим: Исследовательский центр Токийского университета... для продвинутой науки? Странновато звучит, да? Как это сказать по-русски? Центр передовых научных разработок?). Они взяли препарированную голову моли и заставили её управлять небольшим игрушечным автомобилем.       

Хреновина.net, 19 июля 2009 года1 комментарий

Робокрысы окружают

WhiskerbotНедавно мы рассказывали вам про робокрысу Psikharpax, разрабатываемую в рамках проекта по созданию автономного обучающегося робота и исследованию связи эмоциональной сферы и интеллекта. Чуваки из AnimatLab выбрали в качестве образца для своего робота крысу по многим, будто бы, причинам, но на самом деле, как мы думаем, просто потому, что им нравятся крысы. Так вот, не им одним, как выяснилось. Ребята из Bristol Robotics Laboratory в рамках всё того же всеевропейского проекта ICEA (сайт которого, к слову, почти всё время висит) тоже делают робокрысу. Они учат её нюхать, пользоваться вибриссами и идти на запах. Какая от этого в итоге будет польза, мы ещё посмотрим, но удовольствие от созерцания прекрасного усатого робозверя, вытягивающего шею на запах и вертящего головой, можно получить уже сейчас. Первый робозверь, которого в Бристоле разрабатывали с 2003 по 2006 год, назывался Whiskerbot и был весьма примитивен. Его фото вы можете видеть в начале заметки. Больше похоже на развороченный системный блок обычного настольного компа, чем на продвинутого робота. Но у этого агрегата уже была пара вибрисс. Правда, всего одна.       

Хреновина.net, 11 июня 2009 года6 комментариев

Серебряный лебедь

Серебряный лебедь из музея БоузовПервое упоминание серебряного лебедя относится к 1773 году. О нём говорится как о необычном музыкальном автомате изобретателя Джона Джозефа Мерлина, демонстрируемом в механическом музее Джеймса Кокса. В 1867 году на парижской Всемирной выставке лебедя наблюдает американский романист Марк Твен. Позже он напишет: «Я видел серебряного лебедя, чьи движения изящны, как у живой птицы, в чьих глазах трепещет живой рассудок, он движется беззаботно, будто родился в болоте, а не в магазине ювелира. Я наблюдал, как он выловил из воды серебряную рыбку, подержал её в клюве и съел, сопроводив сей акт характерными для лебедей глотательными движениями...» В том же (1867-м) году и там же лебедя увидели Джон и Жозефина Боузы, владельцы замка, известного сейчас как The Bowes Museum. Лебедь покорил их, и в 1872 году они купили его у парижского ювелира за двести фунтов стерлингов. С тех пор лебедь – экспонат замка (позже музея) Боузов. Кстати, первоначально он задумывался как музыкальный автомат, работающий за монетки, но, чтобы посетители музея не затуркали уникальный механизм до полного износа, монетную щель заварили и теперь директор музея заводит лебедя лишь дважды в день. В XX веке лебедь стал эмблемой музея. Большинство посетителей идут в музей Боузов именно посмотреть на серебряного лебедя. И их можно понять.       

Робокрыса Psikharpax от AnimatLabИсследователи из проекта AnimatLab Psikharpax при поддержке междисциплинарной программы CNRS ROBEA и на гранты международного проекта ICEA хотят создать робота-крысу, который будет максимально по своей морфологии и функциональности дублировать крысу живую. Это работа на пути к искусственным людям. Первые робкие шажочки. Крыса ведь гораздо проще устроена, чем человек. Следовательно, её функциональность проще воспроизвести. У проекта две цели – фундаментальная и практическая. Первая состоит в глубочайшем исследовании поведения крысы, её способностей реагировать на окружающий мир, её нервной системы и двигательного аппарата, взаимосвязи всего этого с её, так сказать, автономностью (крысой ведь никто не управляет, кроме её собственных потребностей и инстинктов) и попытка выявления во всём этом неких принципов и основ. Практическая цель – создание автономного робота, способного, в идеале, самостоятельно «выживать» в неизвестной, неподготовленной среде без человеческого вмешательства или же при минимальном таковом. Адаптивные способности робокрысы должны, по мысли создателей, оставить далеко позади всё то, что умеют современные роботы. Это должно быть обучающееся кибернетическое существо, приближающееся по способностям и возможностям скорее к живой крысе, нежели к дистанционно управляемым железным болванчикам. В исследовании крысиных талантов аниматлабовцам помогает Лаборатория физиологии восприятия Колеж де Франс. А среди потенциальных пользователей автономного обучающегося робота ожидаемо маякуют военные, а также секретные и спасательные службы.       

Денис Яцутко, 3 июня 2009 года27 комментариев

Живые украшения

Джаред Голд. Украшения из живых мадагаскарских таракановЖуков часто сравнивают с брошками. Ювелирные изделия в виде насекомых, арахнидов и других членистоногих – давно общее место. Ну кто не видел, а то и не носил на себе брошь в виде жука или стрекозы, перстень с серебряным пауком, колечко с маленькой бабочкой из бирюзы? Если так сложилось, что вы ещё не видели, подойдите к любому ларьку, в котором торгуют дешёвым серебром, – там этого наверняка будет навалом. Посмотрите. Украшают люди себя и своё жильё и насекомыми, так сказать, естественного происхождения. У кого-то псевдодоисторическая муха в янтарной подвеске, у кого-то залитая прозрачным пластиком мёртвая жужелица на лацкане или серьги из мёртвых цикад, кто-то вешает на стену распятую под стеклом тропическую бабочку, а кто-то ставит на полку высушенного и залакированного гигантского жука-носорога. Все эти многоногие носители хитинового экзоскелета так сильно отличаются от всех хордовых, включая нас с вами, что иногда кажутся скорее машинами, чем живыми существами (мы писали о студии Insect Lab, художники которой подчёркивают сходство с машинами, напичкивая трупики жуков шестерёнками). Малообразованные люди часто отказывают насекомым (к которым, за компанию, причисляют и паукообразных с многоножками) даже в том, чтобы именовать их животными. Так и говорят: «Животные и насекомые». Животные для них те, у кого шерсть и четыре ноги. А насекомые – инопланетяне, чужаки, эволюционные враги и вообще гадость. Ксенофобия большинства, таким образом, делает насекомых ещё более интересными для тех, кто любит, чтобы не как у людей, для тех, кто считает себя тонким эстетом или просто склонен к эпатажу. Правда, бывают настолько красивые насекомые, что даже самые брезгливые ксенофобы не скрывают своего при их виде восхищения. Например, когда я в детстве ловил золотистую бронзовку, сажал её себе на одежду и так ходил, пока она не улетит, я слышал об этом жуке много хороших слов даже от тех, кто обычно насекомых боялся и ненавидел. «Какой красивый жук! – говорили они, – Не то что какие-нибудь мерзкие тараканы!» Тараканы. Ну да. Видимо, именно распространённая нелюбовь к этим домашним обитателям заставила в 2006 году американского дизайнера Джареда Голда использовать живых мадагаскарских тараканов для создания коллекции гламурных аксессуаров. Он украшал тараканов стразами (см. первую картинку) и продавал по 40-80 долларов.       

Хреновина.net, 30 мая 2009 года3 комментария

Как вырастить стул?

Growing ChairЭтот стул напоминает о доме Fab Tree Hab студии «Архинода». Наверняка он отлично бы смотрелся в таком доме или рядом с ним. Конструкция очень простая – надо задать растениям направление и форму, а вырастут они сами. Форму делаем из оргстекла, в каждую ножку стула сажаем саженец. И скоро получаем красивый зелёный ветвистый предмет мебели. Это проект швейцарского художника по имени Michel Bussien. На картинке растительность внутри стула ещё хилая, тонкая, но со временем эти стебельки могут стать внушительными стволами. Швейцарец предлагает посадить стул в большой кадке на колёсиках. Наверное, чтобы держать такую мебель в городской малометражной квартире на восемнадцатом этаже. Представьте себе такой трон на колёсиках. И себя на нём – с ветвями над головой. Нам кажется, что в квартирах и так места мало. Лучше растить такие стулья на приусадебных участках, на дачах, во дворах, на бульварах. Кстати, на бульварах можно было бы устроить таким образом зелёные скамейки. Надо только материал для прозрачной основы брать попрочнее – чтобы можно было сидеть, не дожидаясь, пока деревца внутри войдут в силу.       

Денис Яцутко, 27 мая 2009 года11 комментариев

Жало в голову

NovelQuest Emperor WorkstationРаз уж мы заговорили об обустройстве места существования современного человека, не оставим без внимания ещё одно красивое кресло – NovelQuest Emperor Workstation. На картинке слева именно оно. Первоначально, по замыслу создателей, это должно было быть нечто похожее на трон императора Палпатина из «Звёздных войн», но потом им в голову пришло ещё несколько астральных пуль и ребята добавили к «Императорской рабочей станции» немного гигеровщины в виде элиенско-скорпионьего хвоста со складнем из трёх ядовитых для мозга мониторов на конце. Получилось эдакое гигантское наркотическое ездовое членистоногое: оседлал его, устроился поуютнее в объятиях подлокотников, воткнул в сознание ад с трёх экранов – и никуда не поехал, и тут хорошо. Чтобы обеспечить себе такой вот комфортный переезд на тёмную сторону Силы, придётся отвалить «Новелквесту» сорок тысяч американских зелёных долларов. Зато уж потом можно будет стать настоящим, отборнейшим дегенератом. Особенно если параллельно с покупкой этой нечеловеческой «рабочей станции» вписаться в какой-нибудь многопользовательский загробный мир вроде World Of Warcraft или Everquest 2. Нет, ну правда – какая же это рабочая станция? Как в ней работать? Для работы, даже если ты работаешь, как тебе кажется, исключительно с компьютером, на самом деле всегда нужно что-то ещё. Хотя бы чаю попить. А эта штука устроена так, что тут ничего, кроме компа, не пристроишь. И сам лишний раз не встанешь. В таком даже в блоги бложить не фонтан, потому как фонтан скоро иссякнет а подзаряжаться не от чего – внешний мир отсутствует. Зато для погружения в бей-руби-беги-сиди-тупей – самое оно, высший класс. Смерть коням.       

Денис Яцутко, 26 апреля 2009 года1 комментарий

Грациозные пингвины-роботы

Бионический робопингвин FestoПингвин на суше кажется неуклюжим. Зато в воде изящен и грациозен, как юная балерина. Роботы-пингвины, представленные 20 апреля на выставке Hannover Messe немецкой компанией Festo, ведут себя в воде прямо как настоящие. По уровню натуралистичности внешнего вида они, наверное, не могут поспорить с японским роболещом, о котором мы писали недавно, но вот движутся в воде они, пожалуй, даже натуральнее, чем он. Кстати, две эти новости подряд (про леща и про пингвинов) наводят на определенные размышления. Помните, футурологи ещё недавно изобличали научных фантастов, утверждая, что делать антропоморфных и зооморфных роботов глупо и невыгодно, потому что шагающие механизмы сложны, дороги в изготовлении и малоэффективны, а практически любой работе сходство с рыбой, человеком или зайцем будет только мешать. В будущем, говорили нам футурологи, будут востребованы роботы типа «умная рука с насадками» и «умный вездеход», а вовсе не натуралистичные копии живых существ. Ну что, оказались правы в первом и неправы во втором. Потому что, во-первых, в круг задач, решаемых человечеством, входят не только кручение гаек, запиливание дверей и отвага на пожаре, но и, например, научные исследования, развлечения и, наконец, удовлетворение амбиций и любопытства. Так что, роботы, неотличимые или почти неотличимые от живых существ, постепенно становятся реальностью.       

3