ОбзорыРепортажИнтервьюТест-драйвДегустацияExpert talkО проекте
RSS Mail
Хреновина.net, 25 октября 2011 года17 комментариев

Без фокусов

Фотокамера LytroВ 2006 году Рен Нг (Ren Ng) защитил в Стэнфордском университете диссертацию по световым полям и решил продвигаться дальше по пути неакадемическому: взял и начал работу по созданию фотокамеры принципиального нового типа. И создал. Lytro, результат его (и собравшейся в процессе команды) труда, вы и видите на картинке. Сейчас это модная тема, только ленивый не восхитился камерой и не сообщил, что ждёт не дождётся начала 2012 года, когда их начнут продавать (пока только в США). Но камера и правда очень крутая. Удобно помещающийся в ладони 200-граммовый параллелепипед с двумя кнопками: включить и сделать снимок. Снимок представляет собой хитрый файл специального формата, в котором зафиксированы 11 миллионов световых волн, попавших в кадр в момент съёмки. То есть, жмёте на кнопку, приносите домой файл, где уже есть все цвета и весь свет вместе с его направлениями, садитесь за компьютер и меняете в кадре что хотите: резкость, точку фокуса, перспективу. Этой камере не нужны ни сменная оптика, ни вспышка, ни ручной или автоматический фокус.

Для демонстрации возможностей были созданы специальные флеш-картинки: сделали из одного кадра несколько вариантов с разным фокусом и наложили их друг на друга. В настоящем же файле любая точка (или все одновременно) может стать точкой фокуса. Но даже возможность выбрать только несколько точек – впечатляет.

Нажмите на картинку для выбора точки фокусировки (увеличение картинки – по двойному клику):

Модель с памятью 16 Гб (это на 750 снимков) будет стоить 499 долларов, на 8 Гб – 399. Вот так камера будет смотреться в руках счастливых обладателей:

Фотокамера Lytro Фотокамера Lytro

Если не углубляться в суровую физику, световые волны, исходящие от объекта (в данном случае – объекта съёмки) – это весь свет (его направление и интенсивность), проходящий через каждую точку пространства. Датчики обычных фотокамер записывают в файл кадра некую итоговую сумму световых лучей. В камере Lytro установлен принципиально иной датчик, который захватывает «исходник» – цвет, интенсивность и вектор направления всех лучей света, попавших в кадр:

Световое поле объекта Световое поле объекта и фотокамера Lytro

Ну а затем в дело вступает мощное программное обеспечение, которое умеет работать с записанной в кадре информацией. Если кому надо – вот оригинальное описание научной основы, там же есть ссылка на текст диссертации.

Ненулевой процент отзывов о камере весьма скептичен, но это первая камера такого рода. Дальше будет только лучше.

Источники: http://www.lytro.com
  • Sanderman

    Осталось придумать обратный процесс воспроизведения данных световых потоков и – пожалуйста! Первый в мире НАСТОЯЩИЙ!!! 3D дисплей!

  • http://www.johan.pp.ru/ Johan

    К сожалению, в реальности всё хуже, чем в рекламе. «11 миллионов световых волн» (по ходу что-то близкое к физическому разрешению матрицы) даунгрейдятся массивом микролинз до... Обещают HD quality, но 720 точек – это тоже, в принципе, оно.

    Т.е. 0,6 мегапикселей – скорее всего, у этой камеры предел. Тем более что матрица в ней стоит ГОРАЗДО меньше, чем та, с которой, вроде как, были получены демонстрационные снимки.

  • http://twitter.com/mazxSystemz Mazx mazx

    фигня, главное чтобы гиганты фотоиндустрии почувствовали что пахнет жареным! и тогда они не останутся в долгу :) пойдет конкуренция-улучшения-счастье всем)

  • http://twitter.com/amkadr Amir Rashidov

    Пофантазирую.

    Со временем наверняка можно будет с одной точки делать камерой 3D-снимки. Камера будет одновременно и генератором и  приемником излучения. Испускаемые лучи будут в мгновение ока облетать окружающее пространство в заданном радиусе, отражаясь попеременно ото всех объектов на пути, и после будут возвращаться к камере, передавая ей рельеф местности. Полученный файл можно будет крутить в разные стороны, как 3D панораму.

    Фактически это будут что-то сродни тому, как ориентируется в пространстве летучая мышь, посылая ультразвуковые импульсы и по степени и скорости их возвращения понимая окружающий рельеф.

  • http://hitaworld.blogspot.com/ hit

    Да, это серьёзная заявка в мире фототехники. Сейчас её заругают за ту самую оптику и.т.п. Но вдруг дальше что-то получиться.

  • Velikan39

    нефига, чтоб увидеть лучик света, нужно чтоб он вам в глазик залетел, а просто вами предложенный метод – это очень дорогой фонарик.

  • Velikan39

    Нук, да – у человека вырастет 3 глаз и он сможет менять законы физики силою мысли – так даже и камера не понадобиться... Учите физику лучше, а не фантазируйте...

  • Velikan39

    Ну если ваши расчеты верны, то получается камера за счет линз делает ок.20 снимков низкого разрешения, с разной ГРИП (за счет микролинз).  А потом нам показывает один из них, либо интерполированное изображение, когда мы выбираем новую точку фокусировки... Ничего волшебного, так сказать.

    Единственное не понял – каким образом автор обошел необходимость применения фильтра Байера... Читать надо, но как говориться, задор пропал, ничего сверхъестественного не видно. (Может простая маркетинговая утка, или не заметил просто) Правда что Хреновина.

  • Filosof777

    и правда, вместо того чтоб городить систему которая будет определять вектор луча света, не проще ли сделать несколько снимков с разным фокусом, а потом слепить их в интерактивную картинку

  • Bujim

    Без зума игрушке место на полке.

  • http://twitter.com/hidden17 [hidden]

    Что-то я сомневаюсь, что все так и есть с этим «вектором луча света». Более похоже на банальный брекетинг по фокусу с быстрой cmos матрицей.

  • Velikan39

    Так оно и работает – судя по диссертации (особо не вчитывался – так полистал), перед матрицей стоит система микролинз, откуда при разрешении сенсора в 11 миллионов точек получаем картинки в 0,6.

  • Velikan39

    не, банальный брикетинг даст нам только возможность расширить динамический диапазон. Я сразу подумал про подвижный сенсор или переменную фокусировку от минимума до бесконечности, при быстром сенсоре – по факту все проще, несколько пикселей записывают одну и ту же точку – с разным фокусным расстоянием, благодаря системе микролинз.

  • Velikan39

    В пресс-релизе написано о 8-кратном зуме при светосильном объективе.

  • Andrew Vyrodov

    Тут не брекетинг. Всё фотографируется за один раз. И из этой информации уже сейчас можно выцепить объемную картинку. В сети есть пример с анимацией портрета  или вот, например http://blog.lytro.com/news/it-gets-better-lytro-3d-demo/ . Насколько я понял, позже они и эту функцию прикрутят к своему плееру.

    А с переменным фокусом можно сделать гораздо более натуральное «3D» если сделать очки, отслеживающие движения хрусталика глаза, подстраивая фокус в реальном времени.

    Так что это действительно прорыв, который может изменить не только фото, но и видео индустрию.

  • Velikan39

    нет там ни 3, ни 4 ни вообще ни каких Д. Простая стереопара, формирующаяся за счет системы микролинз – не ведитесь вы на поводу у манагеров и тупых рекламщиков. И фокусировка к тридэ не имеет никакого прямого отношения. Люди решили частную проблему (и то для нетребовательных пользователей, коим важна что на фото, а не как запечатлено) нерезких снимков, за счет ухудшения разрешения (что при современных матрицах вполне оправдано – 3 Мп вполне хватит для бытовых фото). Как бонус – можно применять для создания стереопар – но утт опять же не все просто. Это будет происходит за счет еще большего снижения детализации, причем только по горизонтали, что наложит еще большие ограничения на условия съемки (или на результат). Но это не критично для большинства, кому эта камера адресована – вы часто видете, чтоб в быту кто снимал камеру, ориентируя ее вертикально (тока телефоны).

  • Гость

    я смотрел на сайте, там есть зум