ОбзорыРепортажИнтервьюТест-драйвДегустацияExpert talkО проекте
RSS Mail

Куклы детям не игрушка

Дарума. Айнский вариант куклыНекий известный и любимый разного рода комнатными экстремистами прокремлёвский философ рассуждал некогда об игрушках. Нефиг, говорил он, заваливать ребёнка дорогими фабричными игрушками. Потому что, мол, это вредно: отдаляет ребёнка от реальности и продляет инфантильную стадию. Не надо вообще обращать на ребёнка слишком много внимания – он возьмёт какую-нибудь палочку, скрутит какую-то тряпочку – и будет ему игрушка. Для тех, кто регулярно на бронетранспортёре, поясняю: это тот же самый философ, который говорил, что народу не нужны стиральные машины, а когда у него спросили, есть ли стиральная машина у него дома, перевёл разговор на другую тему. Крутой мужик, в общем. Но речь не о нём. Говорить мы сегодня будем о тех самых куколках из тряпочек и палочек. В общем, на самом деле, всё равно, будут у ребёнка Барби, Кен, трансформеры и бюст Ильича или нет. В любом случае он будет мастерить фигурки из подручных материалов. Потому что любой ребёнок повторяет в миниатюре путь развития человечества как вида и цивилизации. А человечество довольно долго мастерило куколок из палочек и тряпочек. И куколки эти были не для игр. С ними всё было серьёзно. Как у детей. Дети ведь в самом деле любят своих кукол, разговаривают с ними, иногда даже считают живыми. У человечества тоже было детство. Правда, посложнее, чем детство современных детей. Поэтому тогда кукол из подручных материалов делали взрослые. И у них всё было по-взрослому. У некоторых, кстати, и до сих пор так.

Начнём с русских кукол. Самыми простыми русскими куклами были столбики, закрутки и пеленашки. Все они традиционно изготавливались без применения иглы. По понятным причинам: куколка непременно символизирует какое-то божество, берегиню, Пятницу. Нельзя её иголкой колоть, а то обидится и беречь не будет, а то и навредит. Проще других, пожалуй, кукла-пеленашка. Делали её так: брали льняной лоскут и скатывали его в тугой столбик. Столбик пеленали в другие лоскуты, оставляя только участочек, который доложен служить лицом. Никаких глаз на куклах не рисовали. Потому что глаза оживляют божество, делают его слишком самостоятельным. Это вредно. Надо, чтобы божок был слепым и единственной версией реальности для него должна была быть та, о которой нашепчет хозяйка. Или хозяин. Выглядела кукла-пеленашка вот так:

Кукла-пеленашка Кукла-пеленашка

Чуть сложней – кукла-столбик (столбушка). От пеленашки отличается тем, что перетягивается ниткой в двух местах. Обращаю ваше внимание – именно перетягивается, а не перевязывается. То есть, на нитке нет никаких узлов, кончик просто заправляется под основную нитку. Потому что узлы символизируют сложности в жизни. Нитка вообще вещь с точки зрения примитивного сознания очень непростая (подробнее об этом см. здесь), с ней надо аккуратно. Итак, перетягивался столбик в двух местах – в талии и там, где предполагалась шея. А дальше тоже все просто – юбку надеть, сарафан, платочек. Готово.

Другой вариант изготовления куклы-столбика – прежде чем перетягивать шею... вот тут отчего-то вспоминаю об индийской секте дхагов-душителей... э-э... так вот, прежде чем перетягивать шею, сверху можно набросить квадратный лоскут. И перетягивать уже поверх него. Так головка кукольная выйдет круглее, а из торчащих краёв/углов можно будет сформировать ручки. Потом тоже нарядить. Вот схема процесса:

Как делать куклу-столбик

Ещё чуть навороченней, но всё равно очень простая – кукла-закрутка. Чтобы её сделать, надо вложить в центр лоскута комок ветоши, шерсти или ещё чего-нибудь и закрутить. Закрученное место будет шеей. Его надо перетянуть ниткой. Другими нитками формируем талию и рукава.


При желании снизу во всё это можно ещё воткнуть столбик, совместив таким образом две технологии. Но это необязательно. А вот юбку на куклу, чтобы не казалось, что она у нас бегает в исподнем, лучше надеть. Делается это так: то, что у нас уже готово, надо положить на лоскут так, чтобы «талия» была где-то посередине лоскута. Плотно оборачиваем лоскут вокруг заготовки и перетягиваем в талии ниткой. Получается будто бы две юбки – нижняя висит как положено, а верхняя задрана на голову. Опускаем верхнюю юбку – кукла готова. Если охота, можно её ещё понаряжать как-нибудь.

Как делать юбку кукле-закрутке Кукла-закрутка

Наряженная кукла-закрутка с пеленашкой-«младенцем»:

Кукла-закрутка с младенцем

Если в голову закрутке закладывали не ветошь, а шарик из смоченной и высушенной золы, такая кукла называлась зольной, золкой. Зерновками называли кукол, у которых вместо голов были мешочки с зерном. Собственно, почти все традиционные куклы были так или иначе связаны с обрядами плодородия, но зерновки, пожалуй, больше, чем все другие. Когда подходило время сеять, семена из зерновок доставали и первыми бросали в борозду. Тут всё ясно, собственно: семя, проведшее зиму не в холодном амбаре, а в голове у Богини, должно давать охрененный урожай. А первым его бросали, чтобы первым всходило и другим семенам пример подавало или чтобы, так сказать, оплодотворяло землю, делало её плодной.

Куклы-зернушки

Ещё более явно божественное начало заметно в так называемой «кукле-параскеве». Параскева – православная греческая святая, почитание которой у наших предков перемешалось с культом нашей отечественной Кибелы – Пятницы-Мокоши. Пятница – бабья богиня, помогающая во всех женских делах. Неудивительно, что кукла-параскева выглядела так:

Пятнецо

Ну, то есть, может быть, не совсем так, потому что это современная реконструкция, но главный момент отражён точно – кукла увешана чем попало, как новогодняя ёлка. Заметим это особо, потому что именно от этого мы сейчас начнём плясать замысловатым галопом. Что висит на кукле св. Параскевы? Во-первых – атрибуты. Как правило, это орудия женского труда – от веретена до серпа. Поскольку Параскева считалась помощницей в домашних делах, иногда её представляли многорукой. Превед Кали Дурге, как говорится. Во-вторых, на куклу вешали во множестве (так как кукла была общая, коллективная, праздничная) цветные ленты, бусы и так далее. То есть, подношения, дары, знаки важности, ибо только важная, уважаемая женщина может себе позволить много украшений. Тут никаких преведов в сторону язычества, потому что там увешивание божеств тряпочками, цветами и жемчугами – дело обычное и объяснимое: идолище – частичная аватара божества, его жилище, вместилище, божество в любой момент может в этом вместилище находиться и скорее всего частично находится прямо сейчас. Поэтому куклу надо чтить и одаривать так, будто это лично Госпожа Пятница (ну, или Господь Кришна, если угодно). Зато мы наблюдаем здесь превед по совершенно иному адресу – по адресу братьев-католиков.

Читали ли вы, друзья мои, классическую сопливую телегу Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет»? Если нет, сходите по ссылке и почитайте, не ходите по миру невеждами, но это потом. А пока воткните вот в этот короткий отрывок:

Он [...] пришел ко мне и сказал: «Вы католичка?» Я говорю: «Католичка». Тогда он говорит: «У вас есть милый обычай – так он и сказал: милый обычай – вешать на изображение матки боски кольца, ожерелья, подарки. Так вот исполните мою просьбу: вы можете этот браслет повесить на икону?»

Вот так. Католики в самом деле любят увешивать статуи Богоматери всякими фенечками с головы до ног. Особенно (внимание!) это касается изображений так называемой «Чёрной Мадонны» (Кали Дурге, Диане, Исиде, Кибеле превед). То есть, вам миллион раз расскажут, что чёрные эти фигуры только из-за выбора материала, но что делать с тем, что на них парчовые одежды и всякие подношения? А ещё что делать с тем, что они носят эпитеты, подобно древним богиням? Чёрная Мадонна Шартрская, например. Или Чёрная Мадонна Айнзидельская. Типа вот, Айнзидельская:

Чёрная Мадонна Айнзидельнская. Швейцария

Обратите внимание – если не считать корон и парчовых одеяний (которые тоже, как правило, приносят в дар прихожане) – браслеты, кольца, кулоны, чётки и т.п. На маленьких пальчиках младенца Христа – пара внушительных перстней. Царственная Исида в дарах и с атрибутами, ни дать, ни взять... Нет, я не удивляюсь культу Девы Марии как таковому. Ежу понятно, что он и вообще списан с культа Великой Богини, а у католиков – в особенности. Меня удивляет другое – насколько эта как бы монотеистическая как бы христианская секта откровенно занимается почитанием хтонической Матери. Она чёрная, она в золоте, её статуи носят собственные имена – как частичные аватары – и обвешаны бирюльками... Ещё одна Чёрная Мадонна – Святая Дева Гвадалупская:

Дева Мария Гвадалупская

Эдакая баба на чайник... Почти уверен, забреди в храм с такими статуями кто из апостолов – решил бы, что оказался ненароком в святилище Исиды и Гора. Ему бы и в голову не пришло, что эта жуткая баба – та самая старушка Мария, что готовила такие клёвые пирожки с рыбой, когда они как-то завалились всей командой к Иисусу домой...

Кстати, подношения – это только одна сторона взаимоотношений со статуей божества. У католиков сохранилась только она, потому что христиане вообще придерживаются концепции всеблагого Бога. У настоящих, незамаскированных язычников – боги как люди. Даже, в общем, хуже. Поэтому хорошему богу язычник мажет губы молоком и моржовым жиром, а плохому... Что делать с плохим, негодным богом, зависит от того, твой личный это бог или храмовый. Если храмовый – просто бросаешь кормить этого бога и идёшь в другой храм. А вот если твой собственный, можешь делать с ним всё что захочешь. Например, можешь побить его головой об пол: «Непослушный бог! Не помог на рыбалке! Получи!» А можешь, как последователи африканского гвоздевого фетиша, за каждое непослушание вбивать в бога по гвоздю.

(Небольшая ремарка. Дорогие интернеты! Нэйл фетиш – это то, о чём я вот тут рассказываю, а вовсе не любовь к тёлкам с длинными острыми ногтями, как вы до сих пор ошибочно полагали.)

У конголезцев, например, которым в жизни не очень везло, боги-фетиши начинали в конце концов выглядеть как-то так:

Гвоздевой фетиш

Гвоздевой фетиш

Гвоздевой фетиш

Гвоздевой фетиш

Гвоздевой фетиш

Такой внешний вид, впрочем, не всегда означает, что перед нами неподходящий бог. Гвозди в фетиши вбивали не только чтобы наказать, но и чтобы «достучаться». С этими богами, как с современным читателем и кинозрителем – пока череп ему ломом не вскроешь – ни за что не проникнется поставленной проблемой. Русские тётки, кстати, своих куколок тоже наказывали. Например, узнав о собственной беременности, баба скоренько катала целую толпу куколок, именуемых лихорадками или лихоманками. После этого она заключала с одной из куколок нечто вроде завета – я, мол, к тебе со всей душой, тряпочки яркие, ленточки, но и ты не оставь, пусть, мол, беременность протекает без косяков. Если всё шло хорошо, куколке выделялись самые яркие лоскуты и самое почётное место на полочке у икон. Если куколка косячила, баба выбрасывала её из дома и заключала договор со следующей. Удобно – верти себе богинь, пока не свертишь хорошую... А католики, выходит, обращаются со своими мадоннами как с гвоздевыми фетишами. Только, грубо говоря, сменили кнут на пряник. Гвоздь на жемчуг. Кстати (надеюсь, что христиане давно бросили читать этот текст; если нет, бросайте сейчас: дальше вам точно не понравится), молчаливо напомню одну общеизвестную вещь. Вот:

Вспомнили? Христиане разделили свои фетиши: бабе цветы, мужчине – гвозди.

Вот, кстати, кадр из чешского фильма «Безумие» (Šílení, 2005; реж. – Ян Шванкмаер). За спиной персонажа мы можем наблюдать распятие, истыканное гвоздями в точности как африканский фетиш:

Кадр из фильма Šílení (Безумие)

Распятие из кинофильма «Сердце Ангела»:

Кадр из фильма Сердце Ангела

Бабе цветы: девушки преподносят статуе Девы Марии венки из цветов, календарный ритуал, ага:

Девушки дарят Мадонне венки

У африканцев тоже, кстати, если судить по фигуркам, одним доставались сплошь гвозди, а другим сплошь подарки. Вот фетиши, увешанные подарками:

Африканский фетиш
(Ну чем не Чёрная Мадонна, а!)

Фетиш с дарами

Вот... Но как-то мы далеко уже угарцевали от простеньких куколок. Даже африканские идолы сложноваты, видно, что мастер делал. Когда фетиш выстрагивал себе простой человек, что у него получалось? Кто сказал «Буратино»? Выйти из класса! Э-э... А, да... Получалось у этого человека вот такая штука примерно:

Фетиш. Гана

На что похоже? Ну, то, что вы подумали, это само собой. А ещё? Вот, одному чуваку показалось, что на кеглю:

Кегля - гвоздевой фетиш

А вообще – на примитивнейшие фигурки из дерева совершенно любого народа. Почему? Потому что форма очень простая и понятная и делать просто. Взял полешко, закруглил ему головку, утончил шейку – и всё, готово. Можно молиться, например. Ну, или гвозди вбивать, кому как нравится. А можно детишкам отдать – пусть ломают. Очень удобная игрушка – простая, дешевая и неломкая. Как раз в этом формфакторе, только чуть поаккуратнее сделаны традиционные японские куклы кокэси. Кое-кто считает, кстати, что именно от кокэси происходят русские матрёшки. Ну не знаю. Смотрите сами. Вот кокэси:

???

Японские куклы кокеши

А вот матрёшки:

Русские матрёшки

Матрёшко

А вот ещё одна столбикоподобная... что? ну хорошо, фаллоподобная (все древние поклонялись фаллосу, незачем лишний раз об этом вспоминать, а то мне щас придётся вам ещё и о шивалингах рассказывать!)... фигурка. Японская. Называется – дарума. Куколки-дарумки. Буддисты, вешайтесь. Это примерно как чёрная мадонна в жемчугах, потому что Дарума – это по-японски Бодхидхарма. Вот такой:

Дарума

Кукла-дарума – оберег, исполнитель желаний и так далее. А иногда просто сахарница или перечница. Отсутствие рук, ног и всего остального объясняется тем, что у Бодхидхармы, после того, как он просидел хрен знает сколько лет, медитируя, всё отнялось и отвалилось. А на самом деле, я уверен, такая же фигня, как с мадоннами: почитали какие-нибудь свои местные камни, а потом, когда распространился буддизм, приклеили к ним имя Дарумы. Кстати, гораздо чаще, чем столбиками, Дарумы бывает вот такими:

Дарумы

И даже вот такими узнаваемыми кулонами из каких-то кристаллов:

Дарума-кулон

Если интересно, вот тут – (ТЫЦ!) – ещё много разных дарум.

Японцы пишут на дарумах желания, после чего кукол сжигают. Тоже, в общем, популярный способ достучаться до небес... Между прочим, если вы смотрели гениальный мультик «Унесённые призраками», вы могли видеть там три головы-дарумы в спальне гигантского младенца. Вот один кадр с ними:

Унесенные призраками. Кадр из мультика

Какие-то дарумы-зомби, у которых отмер даже мозг. И кожные покровы позеленели.

Ну да бог с ними. Мы ведь о куклах. Нитки могли не только использоваться в изготовлении кукол, но и храниться на куклах. И даже плестись в шнурочки на них же. Вот, например, у французов есть традиционная куколка для вязания. Тоже очень простой формы.

Французская вязальная куколка

С символикой тут тоже всё ясно: женское божество, помогающее в рукоделии, нитки... Но есть одно чрезвычайно важное отличие от всех других изображений божеств: из магической помощницы эта куколка превратиласть в нормальный ручной инструмент. Вместо того, чтобы молиться лунным рогам Исиды, какая-то женщина или, может быть, девочка однажды просто приспособила их под ремесло. Даже не под игру, заметим, как другие боговместилища, а для дела. Я считаю, что это круто.

  • pta

    спасибо за статью, очень интересно и познавательно, но позвольте вставить пару копеек. вы в корне неправильно описали традицию общения с дарумами. японцы покупают (или делают, допустим) куколку-даруму, у которой, кстати, как можно заметить на фотографии отсутствуют глаза (по одной из легенд бодхидхарма вырвал их у себя, когда заснул во время медитации). так вот японец берёт даруму, загадывает желание и рисует даруме один глаз. чтобы, значит, дарума в благодарность за то, что ему дали взглянуть на мир одним глазком, помог ему в исполнении желания (желания могут быть самые разные, напрмер, японские политики рисуют глаз большой даруме когда начинают предвыборную кампанию). если по прошествии года желание не исполнилось, даруму сжигают – за несоответствие должности. если желание стойкое, покупают следующего и т.д. если желание исполнилось – рисуют второй глаз – в благодарность за помощь. вот и всё, собственно, что хотелось добавить. ежели хотите, внесите изменения в статью, не указывая моего имени. информация проверена неоднократно и впервые мною была услышана от коренного японца. спасибо за внимание.

  • lfofich

    Здорово!!!!!

  • Артём

    Вспомнился жуткий фильм «Четыре» Ильи Хржановского. Там тоже куклы были, но в старо-русском стиле. Обезумевшие бабки делали их из хлебных мякишей. Дикий фильм. Страшный.

  • tree

    Параскева, между прочим, использовалась не толко для поклонения, она была хранительница. Т.е.бусинки на нее навешивались на только и не столько для украшения. Это что то вроде игольницы и шкатулки.

  • denwer

    А почему ни слова о куклах вуду и впоследствии европейских «аналогах»?

  • Тильда

    Статья в целом хорошая, особенно для неспециалиста. Есть мелкие технологические неточности, которые несущественны, и есть другие, на которые хотелось бы указать.

    Куклы «лихоманки» – это оберег от болезней. Изготавливался в период весенней эпидемии гриппа (хотя их изготовление было позже приурочено к христианским праздникам), сжигался, чтобы не хранить заразу. А куклы, связанные с беременностью, выглядят и делаются иначе. Трудно сказать, вы напутали в названии или имели в виду что-то другое.

    Некстати, судя по Вашему стилю, Вам могла бы быть близка книга Лайоша Мештерхази «Загадка Прометея», если Вам она еще не встречалась. На бумаге ее найти непросто, но файлы гуглятся.

  • http://hrenovina.net Хреновина.net

    > сжигался, чтобы не хранить заразу

    Тильда, Вы хотите сказать, что во времена, когда появились эти куколки, у людей было представление о возбудителях инфекций?

  • Актриска

    Думаю, Тильда не это хотел(а) сказать. Это было просто символическое сожжение, как сожжение «сопливых» носовых платков на Масленицу.

  • Фалер

    Было у людей понятие о «Возбудителях инфекции» и о многом другом. Возможно не в том виде, что сейчас, возможно более приписываемо к вере, но всё одно – было.

  • http://hrenovina.net Хреновина.net

    Фалер, не говорите чепухи. Возбудители инфекций были открыты во Франции примерно в то же время, когда в России было отменено крепостное право. До того ни малейшего понятия о них у людей не было и быть не могло. Если Вы не о «бесах», конечно.

  • Caeneus

    Ну почему сразу о бесах? Это не по-русски как-то даже. Болезнь представлялась не, как сейчас – дисфункция органа или ткани, а как некая сущность (типа западных теплорода или флогистона), которая может «перейти с Федота на Якова, а с Якова на всякого». Чем не возбудитель? Пожалуй, только конечным количеством и цельностью.

  • Анастасия

    Тема очень интересная, но автор абсолютно невежественный и безграмотный. С такими хамскими выражениями нельзя выражать свои мнения и умозаключения на обозрение незнакомых для автора людей. Возможно, что автор изумительный, компанейский и добрейшей души человек, но всё же, прежде чем писать о чём-либо, стоит хотя бы заняться изучением истории этого материала. К сожалению, за такое безобразие ещё и благодарят. Очень жалко тему и ещё более жалко русский язык, который унижен и оскорблён уличным жаргоном...

  • http://yatsutko.net Денис Яцутко

    Это восхитительно, спасибо!

  • Саша Трубников

    а че восхитительного? Анастасия мизулину тебе сейчас продемонстрировала. не тошнит?)

  • http://yatsutko.net Денис Яцутко

    Ну как же – настоящие такие стиль и мифология малограмотной провинциальной учительницы начальных классов. Такое не подделать. Восхитительна подлинность. Была бы Мизулина не мразодепутатом, а просто забавным экземпляром высокоморального урода, тоже могла бы приносить людям радость.

  • Саша Трубников

    у меня подозрение, что в недалеком будущем мы этого стиля и мифологии уедимся. я скучаю по жежешным троллям(

  • http://yatsutko.net Денис Яцутко

    Я стараюсь быть оптимистом.