ОбзорыРепортажИнтервьюТест-драйвДегустацияExpert talkО проекте
RSS Mail
Хреновина.net, 4 августа 2008 годаКомментировать

Доисторическое стерео

Blumen latheШтука на картинке – первый в мире стереорезак – the Blumlein lathe. Ужасно трогательная картинка, правда (там, кстати, хайрез через пару кликов)? Особенно умиляют два кирпича слева внизу. Оказывается (то есть, все, кому надо, это знали, конечно, но для нас – оказывается), некто Алан Блюмлейн, инженер-исследователь компании EMI, изобрёл стереозапись ещё в 1931 году. До сих пор расположение двух микрофонов при записи определенным образом (один над другим под углом 45°) называют Blumlein-style. Своё изобретение Блюмлейн назвал «бинауральной» записью. В 1933 он же снял первый в мире настоящий стереофонический фильм, а в 1934 сделал первую в мире стереофоническую запись оркестра: Лондонский филармонический под управлением сэра Томаса Бичема наиграл на микрофоны студии Abbey симфонию No. 41 до мажор Моцарта, известную также как «Юпитер». Были и другие записи. Например, вот – Die Walküre, Bruno Walter – бинауральная запись того самого 1934 года. В общем, всё работало, хоть и с подвешенными кирпичами. Однако компания EMI прикинула всё это к кошельку и решила, что коммерческой выгоды тут не жди. В итоге изобретение Блюмлейна начало широко применяться аж через 25 лет после того, как было сделано. Сам изобретатель к тому времени успел погибнуть – в 1942 году он разбился на самолете Halifax V9977 во время испытаний радара H2S. В качестве наследства потомкам Алан Блюмлейн оставил 128 патентов.

А недавно, если мы ничего не напутали в переводе, некто Роджер Бёрдсли отремастерил в цифре запись Лондонского филармонического 1934 года на студии Abbey. Ту самую, да. Убрал скрипы и т.п. Типа, позволил записи звучать так, как она должна была звучать по замыслу Блюмлейна. Надо полагать, скоро диск в магазинах появится. Как минимум – в английских.