ОбзорыРепортажИнтервьюТест-драйвДегустацияExpert talkО проекте
RSS Mail

Мёртвая голова

По улицам курсируют девушки, увешанные изображениями черепов. У кого на пряжке, у кого на майке, у кого на бандане. А еще бывают сумочки с «Веселым Роджером», напоминающим плюшевого медведя. И кольца, и кулоны, и брошки. Эти девочки не готы и не больные. Просто символика смерти сегодня в моде. Но почему?

Я сражался со смертью три дня и три ночи. Я пытался понять, зачем невинные существа вышивают на своих сумочках черепа с костями. Я думал о смерти и связанной с нею символике, листал книги, шарился по инету. В конце концов уснул, укрыв лицо энциклопедией «Мифы народов мира», раскрытой на статье «Смерть». И мне приснилось, что меня казнят. Я проснулся с правильной мыслью: в основе использования смертной символики лежит страх смерти. Но разве страх бывает веселеньким? С этим было необходимо разобраться, и я с удвоенной силой зарылся во тьму веков.

Череп – всему голова
ЧерепТщательно обглоданный, высушенный и выставленный на всеобщее обозрение череп был первым в истории человечества произведением искусства. Все еще похожий на голову, он скалился, не давая забыть, что враг жесток, и провалами пустых глазниц напоминал о пустоте, из которой не возвращаются. Череп стал главным символом смерти во времена палеолита и остается им по сей день. Только нашим далеким предкам не было нужды вышивать черепа на одежде. Убитые враги и умершие родичи поставляли настоящие черепа в достаточном количестве.

Во многих примитивных племенах череп считался вместилищем души. Поэтому, например, головы убитых врагов не хоронили вместе с телами, а ставили на почетное место в жилище, объясняя каждой голове, что теперь она принята в семью и не должна никому в этом доме делать ничего плохого. А чтобы череп врага не чувствовал себя обиженным, его красили в яркие цвета – украшали. Точно так же поступали и с черепами умерших родственников. Интересно, что некоторые люди поступают таким же образом и сегодня. А самое интересное, что делают так не только африканские и амазонские племена, навсегда застрявшие в палеолите, но и вполне цивилизованные австрийцы.

В маленьком австрийском городке Хальштат (Hallstatt) стоит церковь святого Михаила – Михаэльскапелле. В ее подвале хранятся черепа многих поколений жителей села. И не просто хранятся. Они отшлифованы, расписаны крестами, розочками и затейливыми узорами и открыты для всеобщего обозрения. Люди умеют хранить традиции! Нет никаких сомнений, что обряд сохранения украшенных черепов местными христианами подхвачен, как эстафета, у предков-язычников и уходит корнями в такую глубокую древность, которую и представить сложно.

Собственно, вот Михаэльскапелле:

Hallstatt, Austria

Верещагин отдыхает, верно? Капуцинская крипта в Риме:

Капуцинская крипта в Риме

А вот это костехранилище базируется в Чешском городке Седлец (предместье города Кутна Гора):

Костехранилище в Седлеце

Невероятное эстетство. Я бы даже сказал – гламур. Выходит, гламурные черепушки вовсе не изобретение последнего времени. Они просто вернулись к нам из нашей же древности вместе со страхом смерти, с необходимостью ее задабривать. Нам страшно? Да. На запрос «Как страшно жить!» Яндекс выдает сегодня 190 тысяч страниц только точных соответствий…

Баба, бабочка и шар
В европейской символике смерти у черепа есть несколько соперников. Самые известные из них – фигура в плаще с косой, шар, бабочка и красивая женщина.

Женщина – это Великая Богиня, она дает жизнь, она же ее и отнимает. В одном из древнейших своих воплощений – в образе древнеиндийской богини Кали – она, кстати, изображалась в гирлянде из все тех же черепов (или просто отрубленных голов).

The Goddess Kali, (1770) by Richard B. Godfrey (1728 - N/A)

Шар и бабочка считаются символами души, отлетевшей от тела. Откуда взялся шар? Древние кельты иногда сохраняли в память об умерших близких их мозг. Для этого они перемешивали его с известью и лепили из получившейся смеси шар, который хранили. Мозг считался вместилищем души. Иногда при обороне селений кельты даже метали шары из мозгов бабушек и дедушек во врага – так предки помогали им защищать родной очаг. Оружие это было в основном, конечно, психическое, устрашающее: представьте себя суеверным древним человеком, в голову которого летит чья-то душа… килограммов пяти весом.

Бабочка стала символом души тоже очень давно. Со времен древних греков Психея (олицетворение души человека) изображалась с крыльями бабочки.

Психея Пьетро Тенерани. Психея, лишившаяся чувств

Обычно говорят, что бабочка стала символом души благодаря своей легкости и хрупкости. У утонченных греков – может быть. Но вспомним о тяжелых шарах с душами. Согласно поверьям многих народов, душа умершего может сесть на грудь спящему человеку и задавить его насмерть. Нет, европейские варвары и их наследники – средневековые рыцари – не считали свои души хрупкими и легкими. Это уже интеллектуалы Возрождения все наизнанку вывернули. А до них символом души была не любая бабочка, а бабочка конкретная – бражник мертвая голова. Просто посмотрите на картинку.

Бражник мёртвая голова

Чаю воскрешения из мертвых и пусть враг трепещет!
Еще лихие скифы и свирепые гунны возили у седел своих боевых коней головы убитых врагов. Во всех армиях мира доброй традицией было забросить катапультой в лагерь врага чью-нибудь отрезанную голову: мол, с вами, ребята, то же самое будет. А каждый уважающий себя военачальник пил вино из чаши, сделанной из вражеского черепа. Чтобы боялись.

Чаша из черепа

Изображение черепа с костями вошло в моду в армиях Европы одновременно с возникновением моды на романтизм в литературе, живописи и архитектуре – в XVIII веке. Причем сначала это была именно мода. Военные сами заказывали себе значки с черепами и вешали их на свои мундиры. Официально эти знаки были закреплены в военной форме позднее. Первыми из регулярных частей подобную форму при Фридрихе Великом надели прусские «гусары смерти» – на их черных киверах стал красоваться серебряный череп с костями.

Прусская принцесса Виктория Луиза в форме гусар смерти Фельдмаршал Август фон Макензен в форме гусар смерти

В русской армии символика смерти появляется в 1812 году в одном из конных полков Петербургского ополчения, называвшемся Смертоносным или Бессмертным. На головных уборах чинов этой ополченческой части крепился все тот же серебряный череп над скрещенными костями. В заграничном походе против Наполеона русские гусары Александрийского полка стали подражать своим прусским товарищам, с которыми сражались бок о бок, и тоже с ног до головы увешались серебряными черепами. Но официально этот символ был закреплен в форме полка только в начале XX века императором Николаем Вторым.

Нагрудный офицерский полковой юбилейный знак Александрийского полка. Нагрудный солдатский знак Александрийского полка.

Командиру 17-го Донского казачьего полка генералу Бакланову черный шелковый значок с вышитой серебром «адамовой головой» и надписью «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь» прислали в подарок монахини Новоиерусалимского монастыря. Генерал с удовольствием прикрепил значок к своему мундиру: он понимал, что на незнакомых с христианской символикой горцев Кавказа, которым противостоял его полк, этот значок будет наводить ужас.

В 30-40-е годы XX века самыми известными воинскими формированиями, использовавшими символ «мертвой головы», были части СС.

Славящиеся верностью традициям войска Ее Величества королевы Великобритании используют символ «мертвой головы» до сих пор. Например, он является одним из знаков отличия кавалеристов Королевского уланского полка.

Отметим, что в основе этой воинской символики все тот же страх смерти. Украшая себя черепами, воины как бы берут смерть в союзники: пугают смертью врага, чтобы не бояться самим.

Memento mori – memento vivere
Череп на столе – один из самых распространенных сюжетов европейской живописи. Трудно найти художника, не отметившегося в сюжете «Натюрморт с черепом».

Питер Клаец. Vanitas. 1630

Франциск Гисбрехтс. Vanitas

Рядом с черепом часто изображали… еду. Фрукты, овощи, мясо, другие скоропортящиеся продукты. Вместе эти предметы должны были напоминать зрителю о быстротечности жизни. «Спешите творить добро, – говорят нам авторы таких натюрмортов, – ведь жизнь проходит так же быстро, как гниет груша». Также популярны были песочные часы, цветы, напитки, недолгоживущие бабочки и символы человеческих занятий, отнимающих жизнь. Искусств и наук, как правило.

UTRECHT, Adriaen van. Vanitas Still-Life with a Bouquet and a Skull. 1642

Поль Сезанн. Натюрморт с черепом. 1900

Пабло Пикассо. Бычий череп, фрукты, кувшин. 1939

В России мода на символику смерти процветала в литературе символистов. Не очень отставали архитекторы-неоромантики. Но пиковое выражение эта мода получила опять же в армии. Череп с костями нашивали на свои знамёна, погоны и нарукавные знаки бойцы офицерских полков добровольческой армии – как символ готовности бороться до конца «за белое дело».

Знаменная группа Корниловского ударного полка

Бойцы красной армии использовали символику смерти исключительно как обещание смерти врагу – сложный многоэтажный символизм этим людям был чужд.

Красные матросы со знаменем

Победившая советская власть не жаловала ни символистов, ни офицеров, ни вообще «память смертную». Советский человек должен был думать о жизни. И не столько о своей, сколько о жизни будущих поколений, в которой был смысл его жизни. Смерть каждого отдельного человека была лишь моментом в жизни страны, в движении к всеобщему счастью. Символика смерти оказалась под полуофициальным запретом. Стоило какому-нибудь молодому человеку нацепить на себя череп с костями, иначе как играя пирата на пионерском «празднике Нептуна», и он рисковал получить ярлык фашиста: наши люди о смерти не думают, а если и думают, то без использования «вражеских» значков.

Да, смерть!
Когда же советская власть ушла, страх смерти вернулся. И вернулся окрепшим. Не стало единой жизни народа, в которой единичные смерти теряются, но и от христианства, обещающего жизнь вечную, людей успели отучить. Что в остатке? Живем непонятно зачем, а потом умираем. Все. Неминуемо. Страшно. На государственном уровне со страхом смерти никто не борется. Каждый – один на один со своим смертным ужасом. И культурная память потянулась к испытанному тысячелетиями оберегу – «мертвой голове». Сперва осторожно, с почтением и раздумья­ми, с пышной торжественностью, как в субкультуре готов. А потом, почувствовав, что смысла так и не появилось, а страх не уходит, – к веселым разукрашенным задобренным черепам, как в дремучей языческой древности: «Смотри, смерть, какая ты на моей сумочке красивая и веселая! Смотри, с какой любовью я украшаю тебя бантиками и блестками! Не трогай меня, пожалуйста!..» И она, конечно, не тронет. Никогда. Сумочку.

Резиновые сапоги

Сумка с адамовой головой

Черепа на сиськах

  • Александр Осташко

    Суперская статья. Просто очень понравилась. Спасибо.

  • Alw

    Поверхностно.

    Для девачек

  • Алексанро Осташко

    Отличная статья. Просто очень понравилась. Благодарствую.

  • Chi

    Девачки носят эти круглые веселые черепа, потому что они из популярного мультфильма «Труп невесты»...

  • Zex

    Хорошая статья и хорошая подборка фотографий. Спасибо автору.

  • Djez

    Отличная статья ) всех кто не доволен на виселицу! )

  • mako

    последний «абзац» – скажем так – понравился))

    как хорошо все-таки что не все девочки это носят)))

  • посторонний прохожий

    Ребята, проснитесь! Третья мировая ведь уже давно началась, символика смерти насильственно насаждается сверху в народ, а не идёт снизу из народа, это ведь конвейер смерти работает.Изображение черепа, как символа смерти живёт и делает своё дело, внедряясь в сознание людей и особенно упор делается на детей, да не только черепа, а вообще самые разнообразные мерзости пропагандируются в изобилии с целью извратить сознание и психику человека, чтобы он работал на самоуничтожение.За нас уже приняли решение, что нас должно остаться не так многою Пословицу знаете? «Меньше народа-больше кислорода» Короче:хотите выжить-избегайте контакта с свкой мерзостью, если ещё способны отличить хорошее от плохого, особенно берегите детей, разъясняйте им , почему и откуда это идёт и,главное, к чему это ведёт. Уверяю Вас, что Те, Кто это затеял и вопрощает, имея целью уничтожение большей части популяции человечества,сами не курят, не пьянствуют, не травят себя наркотиками, не живут в больших городах с высоким уровнем патогенных излучений от электромагнитных полей, не питаются продуктами, выпускаемыми промышленным способом и не разогревают еду в микроволновой печи; Они пьют кристально чистую воду из горных источников и слушают исключительно классическую музыку, поскольку остальная музыка, к примеру тяжёлый рок, разрушает нервные клетки на молекулярном уровне, нарушая их собственных биологический ритм.Короче: Они ХОТЯТ выжить! А Вы хотите???

  • Tigerratt

    >Короче: Они ХОТЯТ выжить! А Вы хотите???

    Короче: Вы таки не очень искусный тролль или таки реальный шизофреник, у которого закончились эти вкусные нейролептики?

  • посторонний прохожий

    Ни то и не другое. А вот Вам и доказательства, читайте на здоровье! www.vselprav.org/library/couleman.htm

  • http://hrenovina.net Хреновина.net

    Прохожий, Вы доктору показываться не пытались? Вселенское православие – охренеть. Передавайте, в общем, привет мировому правительству, господу богу и другим Вашим воображаемым друзьям. Всего доброго.

  • посторонний прохожий

    Доктора они,ведь, тоже с разной квалификацией...спасибо! предпочитаю обходиться без докторов. А насчёт «психушки», так эта идея не нова вовсе. Ещё, помнится, в советское время тех, кто высовывался, прятали в дурдом, кололи до тех пор, пока крыша не съедет полностью, клеили соответствующий диагноз... Как это там?- «С сильным не борись, с богатым не судись!»

  • http://hrenovina.net Хреновина.net

    Да-да, уважаемый прохожий, только не нервничайте.

  • посторонний прохожий

    Спасибо, и Вам того же!

  • Павел

    TO: посторонний прохожий

    Покайтесь, грешные, ибо такие, как это недоразумение, типа по библии наследуют царствие небесное )))

    >слушают исключительно классическую музыку,

    >поскольку остальная музыка, к примеру тяжёлый рок,

    >разрушает нервные клетки на молекулярном уровне,

    >нарушая их собственных биологический ритм

    ... и питаются исключительно святым духом, ибо все остальное – изничтожение либо животных, либо растений, либо фермеров.

    вы сами-то откуда в интернете? курьером послание передали? или не хватает веры, чтобы закопаться в землю и бубнить оттуда?:)

  • Павел

    Ещё, помнится, в советское время тех, кто высовывался, прятали в дурдом, кололи до тех пор, пока крыша не съедет полностью, клеили соответствующий диагноз… Как это там?- “С сильным не борись, с богатым не судись!”

    А еще в древней спарте таких умников со скалы сбрасывали. наверное, эти «сильные» акушерок душили. хотя куда ж им там, интернета не было, проповедовать благую хрень негде было...

  • посторонний прохожий

    Отвечаю Вам персонально Павел. Лет эдак через 50 (если будете ещё в живых)вспомните то самое, что написали тут...трудно поверить в это, но может случиться, что Вам станет тогда стыдно :) Поверьте, время всё меняет и ставит на свои места...Отвлекитесь немножко, почитайте что пишут умные люди – money.ru.msn.com/article...amp;imageindex=1

  • iLL

    Уважаемый прохожий, я в принципе с тобой согласен о том что есть малый налет «желания искоренить все человечество» у некоторых особо влиятельных господ этого мира... Но ответь мне И ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ??))) Я знаю это – мне идти и читать полубредовые проповеди на улицы что бы вместо рака отравления или цирроза печени получить нож в спину?))) Тяж рок, алкоголь, курение, а вы не задумывались над вредом кока-колы и гамбургеров??? Бухали люди испокон веков и слушали ту музыку которая резонировала в душе... Подумайте что страшнее...

  • Миша

    посторонний прохожий, а у Вас еще осталось?

  • Ласочка

    Можно еще вспомнить День Мертвых в Мексике, берущий свое начало еще из доколумбовых времен – вот уж где панибратсво со Смертью. Сахарные черпа и скелетики, печенье в виде гробов, и все это с шутками и смехом. Мексиканцы говорят, что так они борются со страхом смерти, и приучают детей не бояться ее.

    Так что «Третья мировая», очевидно, началась еще так тысяч пять лет назад ;) Более того, судя по существенно возросшему уровню моральности, она уже идет к концу.

  • Зел

    Ух ты, сколько коментов сразу, как зашел разговор про смерть.

    Свои 5 копеек про страх смерти. Смерти нельзя избежать и про нее нет никакой информации (я понимаю, да, всякая там жызнь после жызни но это не информация). Я имею в виду – нельзя представить себе нормальную такую смерть, когда вот ты есть, а вот – бац... и все, тебя нету. Помедитировать можно на эту мысль, что «меня нет» – поможет осознать какую-то часть своего страха смерти. Просто представьте себе, что Вас, единственного такого, хорошего, веселого, грустного, любимого и любящего – просто нет. Был и кончился.

    Отсюда страх неизбежного-неизвестного-необратимого. От страха – нормальная стрессовая реакция: бежать или бороться либо «ужиться» с собственной смертью, договориться с ней, сблизиться.

    Интересующиеся могут почитать на популярном уровне Ирвин Ялом «Экзистенциальная психология». Фундаментальные труды на ту же тему читать не советую – занудством и сложностью логической цепи они превосходят даже сочинения дедушки Фрейда.

    Статья поверхностная в плане психологии, хотя очевидна попытка чего-то там разобраться на тонком уровне. Про символику – интересно, спасибо автору.

  • Дымко

    Как бы трудно это не было для неинтеллектуального меня но я прочитал все комменты и полностью согласен с автором статьи. А по поводу того что мол началась третья мировая, восславим боже, бросим курить и пить (не пью и некурю, и все норм) – это бред. Скажу вам одно. когда начнется ваша ТРЕТЬЯ МИРОВАЯ – вы ее услышите, увидите и возможно даже почувствуете(это я про иприт)...

  • Сергей

    Я бы не стал применять термин «поверхностная» для характеристики статьи. Она обзорная. Никто тут не претендует на великую глубину исследования. Просто рассуждения умного человека.

    А от «случайного прохожего» прошу отстать. Высказал человек мнение. Ему возразили. Одного раза достаточно. А то затюкали уже. Видно ведь, что уровень спорящих разный...

  • Бледный

    Те, кто упорно отрицают негативное управление человечеством – не со стороны злобных мистических сил, а вполне конкретных «элит», в частности, международных финансовых корпораций, в прямом смысле прячут голову в песок. Жаль мне вас – немного – ибо своим неизменным «лечись» и прочими насмешками вы ограничиваете собственное поле зрения. Чтобы понять это, не нужна никакая оккультная ересь, надо всего-навсего разбираться в экономике, истории и политике. Плюс – незашоренное мышление.

    Но, увы...

  • Бледный

    Ах да, забыл добавить. Третья мировая действительно идёт, и будет она не с ипритом и атомными игрушками (возможно, в ограниченном масштабе). Самое страшное оружие этой войны – телевизор. Обычный телевизор. И СМИ в целом.

    P.S. Я атеист.

  • http://hrenovina.net Хреновина.net

    Бледный, а здесь кто-то что-то говорил хорошее о телевизоре? Или, например, о газетах? Мы, если хотите знать, сами много лет телевизор не смотрим и газет не читаем. И другим не советуем. А уж о том, что корпорации постоянно делят мир, – вообще уровень букваря. Ну да, делят. Что в этом такого ужасного, что это следует непременно называть третьей мировой войной? И уж кивать на сумочки с черепами как на страшное оружие злых сил – совершенная паранойя. Почему бы делающему это и не полечиться? А атеист – это хорошо. Мы тоже атеисты.

  • Бледный

    Нет, к сумочкам я претензий не имею, а стилизованные черепа (только там, где они к месту) и сам люблю.

    Но речь не о том, что корпорации делят мир, а о том, что они им владеют – в буквальном смысле, и владение это для людей, как вида, отнюдь не положительное.

  • Большой Ух

    Ух. Все умрут. Но почему-то все по-разному... А черепа-то, вон какие все одинаковые...

  • Олег

    В дополнение к данной статье ссылка на очень обширный материал посвященный костеницам

    marinni.livejournal.com/3...tml?view=3082390

  • Ирина

    Почему череп-это обязательно страх смерти?

    Первый раз увидела настоящий череп в художественном училище-мы его зарисовывали. Он меня поразил. Такая потрясающая гармония и лекальность линий. Ничего лишнего, все на своем месте. Настоящий скелет не видела, только грубый муляж. Вот это действительно черте что. Может и отвращение вызвать. Но если посмотреть без предубеждения анатомические атласы-там та же выверенность линий. Очень многие люди отнюдь не выглядят гармоничными, особенно за счет лишних наслоений. Но в скелетах такого нет. И они прекрасны. И почему должно быть иначе,если это творение природы/Бога (нужное подчеркнуть)?

  • voffka

    Чем меньше люди видят реальную смерть, тем больше желание ее увидеть хоть и стилизованно.

    Умиляет подростковый ржачь до слез на фильмах типа «Пункт назначения».

    Посмотрел специально, сколько костей в черепе, аж 208-сложная хреновина, однако.

  • Plast-mass

    Здравствуйте! Можно сделать частичный перепост? Я на самом деле уже сделал от Сергея Васильева – не обратил внимание на ссылку на Вас.

    Так что прошу разрешения уже у Вас

  • http://hrenovina.net Хреновина.net

    Plast-mass, можно, желательно со ссылкой.

  • Plast-mass

    ок, спасибо!

  • капитан грант

    А еще забыли прямых наследников Прусских черепоносных гусар – немецкую панцер-дивизию СС «мёртвая голова» Totenkopf

    И вообще на свете есть десятки музеев, в которых представлены черепа и прочие экспонаты не для слабонервных:

    Кунсткамера, Ленинград (простите, С-Петербург)

    Музей медицинской истории Мюттера в Филадельфии

    Венский Музей патологоанатомии

    Церковь на костях (Костница). Кутна Гора. Чехия.

    Парижские катакомбы. Франция

    Музей пыток. Мдина, Мальта

    Дом Винчестеров. Сан-Хозе, Калифорния

    Замок графа Дракулы (Бран). Трансильвания, Румыния

    Музей казней. Фонтен-де-Воклюзе, Париж

    Долина смерти. Тибет

    Замок ужасов. Лондон. Англия

    Музей душ усопших. Рим. Италия

    «Ворота арестантов» или «Музей пыток». Гаага. Нидерланды

    Музей Чертей. Каунас. Литва

    Концлагерь Аушвиц-Биркенау. Освенцим, Польша

    Музей средневековых пыток и преступлений. Сан Джимигнано. Италия

  • Маша

    Крутые интерьеры, я думала такие только в играх рпгшных остались.

  • raskol

    Прекрасная статья, автору спасибо) хотел бы отдельно заметить, что каждый студент-медик знает, что (пардон) ж**а анатомии- это череп. На мой взгляд именно сложность его строения и, как бы это сказать... близость к чему-то запретному послужили тому, что его так часто использовали в натюрмортах. На каждой картине помимо черепа часто присутствуют книга, чернильница, глобус и т.п. атрибуты ученого человека (а картины, как я понимаю, были созданы в эпоху Возрождения?).

  • Ляля

    Как банально, страх... Использовать символику смерти в качестве украшения и зазывать смерть в союзники можно из уважения и почтения. Да, к смерти. Потому что смерть и жизнь идут рука об руку. И в этом нет ничего страшного. Конечно, не для большинства.

  • http://yatsutko.net Денис Яцутко

    Что такое «уважение к смерти»? К смерти – это к кому? Кто тот субъект, что может принять эти знаки уважения? Вся эта романтическая чепуха – либо страх, либо заигрывание с половыми партнёрами, либо просто повторение движений стаи – как у рыбок. Причём в основе второго и третьего всё равно страх и неприятие. Ну, у совсем дремучих тут ещё опасение перед «предками», т.е. теми, кто уже умер и будто бы «из потустороннего мира» может как-то на что-то влиять. И смерть никуда не идёт ни об какую руку. У неё нет длительности. Это просто момент прекращения жизни. Раз – есть, два – нет. И всё.

  • Smoke

    Замечательная статья, как и большинство публикаций на этом сайте. Спасибо авторам за проделанную работу! К сожалению, многие комментарии поражают своей безграмотностью, а иногда и полной бессмысленностью. Наверное, только полное отсутствие уважения к потенциальному собеседнику может заставить человека писать чушь, да еще и с массой ошибок.

    Про цикличность попсовой моды и различных веяний в одежде, говорить, думаю, не стоит, кроме того, люди подверженные влиянию поп-культуры оденут на голову писсуар, если это войдет в моду, руководствуясь исключительно стадным инстинктом. То же самое справедливо для большинства ограниченных людей и в плане религии. Да и тинейджерское самовыражения a la «вот мои подружки/друзья считают что черепа в одежде это мрак и фу, но у них такого нет и я выделюсь из толпы» играет серьезную роль.

    Попробую кратко раскрыть свое видение, касательно «смертельной» символики. Устрашение потенциального врага/соперника – безусловно добавляет уверенности в себе, будь то битва на смерть, или спортивное состязание. Я имею отношение к нескольким экстремальным видам спорта, и иногда принимаю участие в соревнованиях, поэтому не понаслышке знаю как действует на нервы соперникам символика, вызывающая тревогу, страх, пророчащая боль. Чувство самосохранения перебороть крайне трудно, борьба с собственными страхами сбивает с ритма, отвлекает, приводит к ухудшению личных результатов. Осознание того, что мрачные ноты в твоем снаряжении выбивают из колеи соперника, в значительной степени поднимают твой собственный боевой дух. Какую-то секунду видишь как взгляд соперника скользит по твоему снаряжению оценивая твой потенциал, а потом встречаешься с ним взглядом и понимаешь – он без сомнения уверен что твои намерения серьезны как никогда, ведь черепа, топоры, лезвия ножей, и.т.д. на твоей одежде говорят точно не о том, что ты тут собрался петь псалмы. (дабы не порождать бессмысленные споры с ограниченными людьми, специально не говорю, о каких видах спорта идет речь).

    Череп навевает массу эмоций – такой-же череп есть у каждого из нас, но мы пока живы, а те кто видел смерть даже по телевизору, знают, что она как правило мучительна и страшна, а тут ОН, лишенный кожи, глаз, такой потусторонний, и ведь он кому-то принадлежал, а теперь он мертв, хозяин дошел до точки невозврата... НО, есть равновероятная возможность обрести после преодоления этого порога как вселенское счастье, так и вечные страдания, либо не получить ничего или что угодно, а то и просто прекратить свое существование. Вот в чем романтика. НЕИЗВЕСТНОСТЬ, какова бы она ни была, всегда будет привлекать к себе человека – а смерть одна из величайших загадок, которую разгадать можно только одним способом.

    Заметить красоту форм того, что пробуждает животные инстинкты непросто – тут нужно побороть и воспитание и «знания», навеянные средствами массовой информации и мнение собственного окружения, но, поборов всю эту мишуру остается только наслаждаться эстетикой и находчивостью природы.

    P.S.: не первый раз встречаю в комментариях замечания по поводу тяжелого рока – ярко чувствуется незнание предмета обсуждения со стороны комментирующих, ведь то что Вы вкладываете в понятие «тяжелый рок» насчитывает более 50 направлений музыки. Нет ничего глупее чем поливать грязью предпочтения других людей. За 20 лет увлечения тяжелой музыкой, счет прослушанным мною группам идет на тысячи, я думаю. На ряду с тяжелой музыкой я люблю классику, блюз, джаз и кое что из эмбиента.

  • Римма

    Хорошая статья!! я даже не задумывалась над этим с такой точки зрения...