ОбзорыРепортажИнтервьюТест-драйвДегустацияExpert talkО проекте
RSS Mail

В горошек ровным слоем

Yayoi Kusama. The obliteration roomЯёи Кусама – звезда авангарда 1960-х. Её фирменный знак – всё в горошек. То есть, вообще всё: люди, платья, комнаты, лошади, деревья, коллажи. Говорят, в юности Яёи страдала галлюцинациями. Возможно, у неё просто были как-то особенно выражены круги в глазах. Во всяком случае, она сама утверждала, что бесконечные поля в горошек она берёт непосредственно из галлюцинаций. Может, и привирает ради оригинальности, кто знает. Но факт остаётся фактом: она с маниакальным упорством покрывала и покрывает узором в горошек всё, до чего дотягивалась. Ну, то есть, она делала и делает не только это, но, скажем так, в основном это. Япония в своё время показалась ей слишком провинциальной, и в 1957 году она уехала из Киото в Нью-Йорк, где и прославилась. Она активно использовала свой неамериканский облик, раздувала легенду о своих психических отклонениях, устраивала живые инсталляции и хэппенинги в разных публичных местах с использованием обнажённых моделей, выступала против войны во Вьетнаме, в общем, всячески жгла и маяковала. В итоге в 1960-х её стали признавать одним из лидеров американского современного искусства. В 1973 году её опять стали накрывать галлюцинации, она вернулась в Киото и поселилась в психиатрической клинике. До начала 90-х о ней почти не вспоминали, но в 1993-м ей предложили представлять Японию на Венецианской биеннале, после чего она опять начала греметь. И вот в 2011 году она соорудила социально-динамическую инсталляцию-перфоманс в детском арт-центре австралийской галереи современного искусства GOMA. Суть работы такова: в самом начале это чисто белая комната с чисто белой мебелью, но на входе каждому ребёнку дают круглые цветные стикеры, которые он может наклеить в любое понравившееся место, и постепенно комната становится всё ярче, а ощущение холодного бесцветного безумия переходит в безумие, играющее бурей цвета, будто из белого, как из подлинного живородящего хаоса всеобщности, прорывается конкретное.

Yayoi Kusama. The obliteration room Yayoi Kusama. The obliteration room
Yayoi Kusama. The obliteration room Yayoi Kusama. The obliteration room
Yayoi Kusama. The obliteration room Yayoi Kusama. The obliteration room
Yayoi Kusama. The obliteration room Yayoi Kusama. The obliteration room

Обратите внимание, кстати, на последнюю картинку. Она так пестрит, что мебель, детали комнаты столь же плохо различимы, как и в чисто белой комнате в самом начале. Это почти тот же хаос. Однажды об ином подобном проекте совсем другого художника (там всем посетителям предлагалось написать что-нибудь на стене, в результате чего она вся покрылась нечитаемым слоем каракулей) один товарищ сказал мне: «Вот пример действия многих людей при отсутствии единой руководящей воли: хаос, детали теряются, функции смазываются». На самом деле, конечно, всё не совсем так. Во-первых, некая руководящая воля здесь есть – воля художника, который предоставляет поле и даёт вполне конкретный импульс и конкретные материалы: «Бери стикер – клей в комнате». В реальности свободные люди занимаются, как правило, разными делами, у них почти нет шансов улепить нечто до хаосоподобного состояния. Если же им приходится свершать нечто в единой сфере, они общаются, договариваются. В случае с этой комнатой очевидно ничего такого не было.

Ну и ещё немного Яёи Кусамы:

Работа Яёи Кусамы Яёи Кусама
Работа Яёи Кусамы Яёи Кусама
Работа Яёи Кусамы Работа Яёи Кусамы
Яёи Кусама Яёи Кусама
Работа Яёи КусамыРабота Яёи Кусамы
Яёи Кусама Работа Яёи Кусамы
Яёи Кусама Яёи Кусама
Работа Яёи Кусамы Работа Яёи Кусамы
Работа Яёи Кусамы Работа Яёи Кусамы
Яёи Кусама Яёи Кусама

Как вы, видимо, заметили и догадались, на многих работах присутствует сама художница. Сейчас ей 84 года, она живёт в психиатрической клинике и продолжает активно творить. Тем паче, что с 90-х она снова в моде. В том числе, кстати, и в собственно моде. Вот, например, коллекция, разработанная совместно с нею модным домом Луи Витон:

Louis Vuitton и Yayoi Kusama Louis Vuitton и Yayoi Kusama
Louis Vuitton и Yayoi Kusama Louis Vuitton и Yayoi Kusama
Louis Vuitton и Yayoi Kusama
Louis Vuitton и Yayoi Kusama Louis Vuitton и Yayoi Kusama
Louis Vuitton и Yayoi Kusama Louis Vuitton и Yayoi Kusama
Louis Vuitton и Yayoi Kusama Louis Vuitton и Yayoi Kusama
Louis Vuitton и Yayoi Kusama Louis Vuitton и Yayoi Kusama
Louis Vuitton и Yayoi Kusama Louis Vuitton и Yayoi Kusama

Такая красота. Кто как, а лично я пёстрое и яркое ну просто очень люблю.

Да, а теперь мы с нетерпением ждём комментаторов, которые расскажут нам что-нибудь верное о вкусе и душевном здоровье.

  • http://www.facebook.com/peter.cheesebutter Peter Cheesebutter

    [petrosyanmode]

    ну хоть не черными квадратиками все разрисовывает

    [/petrosyanmode]

  • Guest

    [петросянмод]

    ну хоть не черными квадратиками разрисовывает

    [/петросянмод]

  • Guest

    коменты не фурычат, одмин лох

  • http://www.facebook.com/roman.skrypnik.3 Roman Skrypnik

    Вот так, от психа до гения один шаг.

  • Николай

    Япония такая Япония. Может зря её америкосы из изоляции выволокли. Тем более силком. А по факту современного искусства- гавно оно и есть гавно. Неважно какого цвета и формы.

  • TrollHunter

    Да уж, дурятник плакал по художнице горючими слезами

  • http://hrenovina.net Хреновина.net

    > Да, а теперь мы с нетерпением ждём комментаторов, которые расскажут нам что-нибудь верное о вкусе и душевном здоровье.

    Дождались, спасибо. Она там и живёт, собственно, но не из-за творчества, конечно, а из-за галлюцинаций. ну и вообще ей там нравится: кофорт, уход.

  • http://hrenovina.net Хреновина.net

    И с какого момента искусство следует считать современным, т.е., по-Вашему, «говном»? Васнецов попадает?

  • http://hrenovina.net Хреновина.net

    Это не обязательно связанные вещи. Большинство гениев психически совершенно нормальны.

  • http://hrenovina.net Хреновина.net

    Это внешняя система. Все вопросы к админам Дискуса.

  • Tamara Krasovska

    Денис, спасибо огромное за Ваши тексты! Я просто влюбилась в Ваш стиль. Насчет парадов: приезжайте в СФ, их есть у нас... Заодно отвезу Вас в Санта Круз, там знатный парад на Халовин. Еще раз, спасибо! Вы – замечательный!

  • http://yatsutko.net Денис Яцутко

    Спасибо, Тамара. Я стараюсь.

  • николай

    думаю,с того момента,когда психически нормальный человек не может сразу понять,что изобразил художник,или скульптор,или режиссёр.всякие там искусствоведы не в счёт.

  • николай

    а почему это я не могу вам сказать верное о вкусе? а о душевном здоровье может вам рассказать врач-психиатр.

  • http://yatsutko.net Денис Яцутко

    Как можно не понять, что изображён кружочек, например?

  • http://yatsutko.net Денис Яцутко

    Ну почему не можете? Можете. Уже сказали. Вот только верно это – для Вас, а для других верно иное.

  • Николай

    а с каких пор кружочек стал искусством?правильнее сказать,с каких пор,в данном случае,множество кружочков являются искусством?в таком случае обои в моей комнате-это инсталляция,а сама квартира-картинная галерея.пора водить туристов.

  • Vi

    Это может быть одним из проявлений аутизма

  • http://yatsutko.net Денис Яцутко

    Пока Вы в этом просто живёте, это не искусство. Потому что искусство – это ещё и контекст, и сотворчество воспринимающих. Начнёте водить туристов – может, Ваши обои и правда станут искусством.