ОбзорыРепортажИнтервьюТест-драйвДегустацияExpert talkО проекте
RSS Mail
Хреновина.net, 1 июля 2012 года21 комментарий

Реконструкция шума

Звуковой аппарат Попова «Лягушка», экспонат выставки «Реконструкция шума»На днях нам довелось вдоволь пошуметь – мы сходили на выставку в Политехническом музее «Реконструкция шума». Её экспонаты – шумовые машины актёра и изобретателя В.А. Попова. С помощью этих фантастических приспособлений, начиная с 1910-х и до 1950-60-х годов создавалось реалистичное звуковое сопровождение спектаклей МХАТа, МХТ-2, Театра им. Вахтангова, многих советских фильмов. Сегодня с этим всё значительно проще – у нынешних звукачей есть в распоряжении огромные цифровые библиотеки самых разнообразных звуков. А в начале XX века не было ещё даже магнитофонов. Приличных коллекций звуков природы, производства, транспорта не существовало ещё даже на граммофонных пластинках. Да и граммофоны звучали слишком тихо для театра (хотя, конечно, существовали способы сделать их громче), и звук их был слишком далёк от натурального. Специалисты по театральному звуку тех времён были вынуждены искать нужное звучание в подручных предметах и материалах и, комбинируя их, создавать специальные звуковые приспособления. Владимир Попов достиг в этом мастерстве невероятных вершин. Благодаря его шуммашинам, русские, позже советские театры, советское кино, радиоспектакли зазвучали полной палитрой натуралных шумов.

К сожалению, постепенно, по мере вытеснения шумовых аппаратов сначала магнитной лентой, а позже цифрой, изобретения Попова были забыты и утеряны. Но остались записи звуков в кино и на радио, остались фотографии, чертежи, остались записи самого Попова и даже его книга о звуковых машинах. На основе этих материалов Музыкальная Лаборатория – группа энтузиастов, музыкантов, артистов, художников, искусствоведов, во главе с Петром Айду – сумела воссоздать ансамбль шумовых машин Попова и представляет его сейчас в Политехническом музее.

Выставка эта уникальна. И не только потому, что на ней представлены страшно интересные штуки, дающие живейшее представление о том, как рождался натуральный звук в искусстве начала прошлого века, но и потому, что все экспонаты на ней можно трогать руками. То есть, вы можете прийти и извлечь из этого всего звук самостоятельно. Мы так и сделали. И это было фантастически круто – берёшь в руки, например, обычную деревянную катушку для ниток, на которую намотана леска, укреплённая одним концом в рамке с оргстеклом, и думаешь: «Что же это такое? Зачем это?» А это шумовая машина «Лягушка». Она квакает.

Звуковой аппарат Попова «Лягушка», экспонат выставки «Реконструкция шума»

Да, на всякий случай, просим прощения за неказистость фото и видео. Дело в том, что мы снимали всё айфоном: после выставки сразу надо было идти на фестивальный показ фильма «Железное небо», а туда могли не пустить с зеркалкой и видеокамерой. Но, в общем, и смартфоном получилось понятно. Единственно, звук кое-где слышен значительно, в разы слабее, чем это было в реальности. Ну и, конечно, почти к каждому шуму примешиваются посторонние шумы. Потому что мы были на выставке не одни, и всякий раз, когда мы пытались запечатлеть шум одного аппарата, рядом кто-то шумел другим.

Кроме того, обращение с некоторыми из шуммашин требует определённой сноровки, которой у нас просто нет. Потому не все они у нас звучали так, как положено. Но всё равно похоже. А если потренироваться, вышло бы и вовсе один в один, мы в этом просто уверены. Хотя кое-что и у нас получилось неплохо. Вот, например, лягушка выше получилась что надо.

А это машина «Стрекотание кузнечика»:

Звуковой аппарат Попова «Стрекотание кузнечика», экспонат выставки «Реконструкция шума» Звуковой аппарат Попова «Стрекотание кузнечика», экспонат выставки «Реконструкция шума»

Звук из неё у нас получился, как нам показалось, не очень правильный. Но смотрите сами:

А это «Сверчок», им мы вроде бы пострекотали вполне ничего:

Звуковой аппарат Попова «Сверчок», экспонат выставки «Реконструкция шума

Дальше целая серия машин, издающих звуки лошадей и конного транспорта. Лошади и сегодня в кино и театре важное место занимают, а уж тогда-то, когда на них и в жизни ещё то и дело ездили, без лошадиных звуков было вовсе никак. А где их взять? Топать за лошадью с фотонографом, приближая его раструб к копытам? Конечно, нет. Приходилось как-то иначе решать.

Вот, например, шумовое приспособление, которое должно было изображать звук «Жевание лошадьми овса»:

Звуковой аппарат Попова «Жевание лошадьми овса», экспонат выставки «Реконструкция шума»

Мы, честно говоря, никогда в жизни не слышали, как жуёт что-нибудь живая лошадь, а потому не можем оценить, правдиво ли звучит эта штука:

Зато копыта получились очень натурально. Они, конечно, звучат по-разному. Потому что лошадь может скакать по брусчатке, а может и по мягкой земле. Поэтому для копыт звуковых приспособлений несколько.

«Копытца»:

Звуковой аппарат Попова «Копытца», экспонат выставки «Реконструкция шума»

Рядом с некоторыми устройствами на выставке висят экраны, на которых демонстрируется закольцованное видео того, что озвучивается. То есть, посетитель экспозиции может не просто испробовать каждый шумовой аппарат, но постараться именно озвучить с его помощью небольшой отрезок видеоряда. Возле приспособления «Копытца» на видео ожидаемо скачет лошадь:

«Лоток для копытцев»:

Звуковой аппарат Попова «Лоток для копытцев», экспонат выставки «Реконструкция шума» Звуковой аппарат Попова «Лоток для копытцев», экспонат выставки «Реконструкция шума»

«Подушки и металлические чашки» (это как раз для звука, который лошадь издаёт, когда скачет по чему-то относительно мягкому):

Звуковой аппарат Попова «Подушки и металлические чашки», экспонат выставки «Реконструкция шума»

Теперь конный транспорт. Звуковая машина «Телега»:

Звуковой аппарат Попова «Конный транспорт»(телега), экспонат выставки «Реконструкция шума»

Вроде бы простейшая конструкция, но имитирует сразу и топот копыт, и грохот грубо сделанной телеги:

«Пролётка»:

Звуковой аппарат Попова «Конный транспорт» (пролётка), экспонат выставки «Реконструкция шума»

Этим прибором воспроизводится шум тарантаса, дрожек, пролётки. Если ручку крутить медленно, шуммашина громыхает, постукивает, а если раскрутить как следует – только шины шуршат:

«Пожарный обоз»:

Звуковой аппарат Попова «Конный транспорт» (пожарный обоз), экспонат выставки «Реконструкция шума»

Тут, на самом деле, можно только догадываться, насколько этот звук реалистичен. Понятно, что пожарный обоз, наверное, и гремит, и звенит, но вот так ли, как здесь, мы не знаем:

Самая, пожалуй, интересная часть экспозиции – шум поезда. Целиком вы его здесь не услышите, только частями. Потому что это очень сложный шум, извлекаемый несколькими слаженно работающими людьми из нескольких шумовых устройств. Вот по такой схеме:

Схема сложного звукового эффекта «Шум поезда»

Но у нас не было ни команды, чтобы извлечь все эти звуки разом в нужном ритме, ни возможности все их сразу записать. Поэтому мы вам представим их по отдельности.

Это фоновое железо:

Звуковой аппарат Попова «Шум поезда» (фоновое железо), экспонат выставки «Реконструкция шума»

Листы стали, висящие на специальной раме. Их надо колыхать – они создают основной фон звука движущегося поезда:

На той же раме, что и фоновое железо, укреплён гудок:

Звуковой аппарат Попова «Шум поезда» (гудок) Звуковой аппарат Попова «Шум поезда» (гудок)

У этого гудка мех современный, резиновый. У Попова он наверняка был кожаный. Гудок, нажимая ногой на мех, подаёт тот же исполнитель, который колышет фоновое железо. Но мы записали гудок отдельно:

Ещё один фоновый инструмент для создания гула поезда – большой барабан-ворчун:

Звуковой аппарат Попова «Большой барабан-ворчун», экспонат выставки «Реконструкция шума» Звуковой аппарат Попова «Большой барабан-ворчун», экспонат выставки «Реконструкция шума»

Работает, примерно, так:

Это вот, кстати, сам Владимир Попов с таким барабаном (фотография из архива музея МХАТ):

Попов с большим барабаном-ворчуном (1940-е, из архива музея МХАТ)

Барабан-ворчун – очень громкий. По видео это не очень понятно, но его звук заполняет всё помещение, голову и каждую клеточку мозга. Пока кто-то ещё из посетителей выстаки по нему колотил, было совершенно невозможно записывать какие-то ещё звуки: их просто не было слышно.

Устройство «Паровые отсечки». Не представляем, что это такое в применении к собственно поезду, зато заметили вот что... Впрочем, сначала посмотрите на них:

Звуковой аппарат Попова «Шум поезда» (паровые отсечки)
Звуковой аппарат Попова «Шум поезда» (паровые отсечки) Звуковой аппарат Попова «Шум поезда» (паровые отсечки)

Посмотрели? Узнали? А мы узнали: это те самые инструменты, при помощи которых создавалось звуковое оформление «Монументальной ночи» на станции метро «Маяковская». Мы тоже ими пошумели, хотя за точность звука не ручаемся, потому что, повторим, понятия не имеем, что такое «паровые отсечки»:

Устройство «Стыки»:

Звуковой аппарат Попова «Шум поезда» (стыки), экспонат выставки «Реконструкция шума»

Это понятно, этим делается то самое «тудух-тудух» – звук колёс поезда на стыках рельсов:

Устройство «Подзвучки»:

Звуковой аппарат Попова «Шум поезда» (подзвучки), экспонат выставки «Реконструкция шума» Звуковой аппарат Попова «Шум поезда» (подзвучки), экспонат выставки «Реконструкция шума»

Эти штуки должны дополнять звук поезда лязганием разных металлических частей. Примерно, так:

Звуковой аппарат «Автомобиль».

Звуковой аппарат Попова «Автомобиль», экспонат выставки «Реконструкция шума»

К сожалению, на записи его звук почти не слышен, но когда находишься с ним рядом, когда раскручиваешь ручку и нажимаешь сверху рычаг, отчётливо и двольно громко слышен звук заводящегося и едущего автомобиля:

А это ударный щит, с его помощью изображают звук выстрела:

Звуковой аппарат Попова «Ударный щит», экспонат выставки «Реконструкция шума» Звуковой аппарат Попова «Ударный щит», экспонат выставки «Реконструкция шума»

Исполнитель упирает щит одним концом в пол, другим себе в пояс, берёт две колотушки и с силой опускает их на щит так, чтобы они ударили по нему одна за другой:

В углу за ударным щитом вы могли увидеть раму с подвешенными на ней двумя толстыми металлическими крестовинами. Это приспособление «Удары тяжёлых мечей», вот оно в деле:

Похожая на стиральную доску картонная штуковина должна изображать шум шагов войсковых частей:

Звуковой аппарат Попова «Шум шагов войсковых частей», экспонат выставки «Реконструкция шума»

Вероятно, тут нужна какая-то особенная сноровка, но нам показалось, что звучит не совсем похоже:

Шумовая машина «Шум танка»:

Звуковой аппарат Попова «Шум танка», экспонат выставки «Реконструкция шума»

Этот звук лучше слушать, глядя на ползущие на видео танки, или же с закрытыми глазами. Когда смотришь на саму штуковину, её слишком деревянный облик мешает воспринимать производимый ею грохот как шум стальной боевой машины:

Следующее устройство – «Лязг гусениц танков» – по производимому шуму показалось нам более реалистичным:

Звуковой аппарат Попова «Лязг гусениц танков», экспонат выставки «Реконструкция шума»

А вот следующая звуковая машина – настоящий шедевр. Она представляет из себя фанерный ящик-резонатор, обитый с одной стороны жестью. В углах с каждой стороны прикреплён небольшой кусочек кожи. Снизу в резонатор задувает воздух небольшой вентилятор, а исполнитель держит в руке компактный электродвигатель и водит его валом по поверхности резонатора. В результате получается шум мотора самолёта:

Звуковой аппарат Попова «Шум мотора самолёта» Звуковой аппарат Попова «Шум мотора самолёта»

Когда смотришь на летящие на видео аеропланы, и в голову не придёт, что этот звук производят не они, а какой-то фанерный ящик:

Шумовое приспособление «Эскадрилья бомбардировщиков и истребителей» также близко к гениальности. Это просто лист стали и обитая войлоком киянка. Если по листу с ускорением поколотить киянкой, а потом перестать, от дрожания металла будет исходит звук, очень похожий на летящую где-то в вышине группу самолётов:

Звуковой аппарат Попова «Эскадрилья бомбардировщиков и истребителей», экспонат выставки «Реконструкция шума»

В советском кино, как и в советском театре никак нельзя было обойтись без производственных шумов, потому что производственная тема была в социалистическом искусстве одной из основных. Так что Попов придумал множество шумовых машин и для шумов, которые можно услышать на заводе, в горнодобывающем карьере, на стройке.

Это аппарат «Пересып» – изображает звук ссыпаемой куда-нибудь горной породы:

Звуковой аппарат Попова «Пересып», экспонат выставки «Реконструкция шума»

Шумовое приспособление «Забивка сваи»:

Звуковой аппарат Попова «Забивка сваи», экспонат выставки «Реконструкция шума»
Звуковой аппарат Попова «Забивка сваи», экспонат выставки «Реконструкция шума»

Чтобы звук был похожим, нужно после каждого удара приотпускать эту колотушку и позволять ей, отскочив от пола, слегка стукнуться об него под собственным весом – получается как бы двойной удар, точно как при настоящей забивке свай:

Каменщики, когда кладут кирпич, пристукивают его специальными молотками. Такой инструмент иногда ещё называют «молоток-кирочка», но чаще просто – молоток каменщика. Вот шумовое театральное приспособление «Молотки каменщиков»:

Звуковой аппарат Попова «Стук молотков каменщиков», экспонат выставки «Реконструкция шума»

Следующие четыре видео людям, которых раздражают скрипы, лучше пропустить. Потому что машины Попова издают очень хорошие скрипы. Восхитительные скрипы. Близкие к архетипическим.

Металлический скрип:

Скрипы различной высоты:

Звуковой аппарат Попова «Скрип», экспонат выставки «Реконструкция шума»

Абсолютно прекрасный в своём совершенстве вращающийся скрип:

Звуковой аппарат Попова «Вращающийся скрип», экспонат выставки «Реконструкция шума»

Ударник с бочкой – с его помощью передаётся звук падения человека или другого тяжёлого предмета в воду:

Звуковой аппарат Попова «Ударник с бочкой», экспонат выставки «Реконструкция шума»

Собственно, это стальная бочка с водой, прикрытая тряпочкой с дыркой. Из дырки торчит дрын, на нижнем конце которого небольшая деревянная площадка, исполнитель поднимает дрын и бьёт им о поверхность воды, вот и всё:

Хитрая штуковина – «Пергаментный прибор»:

Звуковой аппарат Попова «Пергаментный прибор», экспонат выставки «Реконструкция шума»

Она издаёт звук водяной мельницы:

Ещё один перекат, сильно побольше первого, его звук – морской прибой:

Аппарат «Капель», изображает звук капель, падающих в металлический жёлоб:

Звуковой аппарат Попова «Капель», экспонат выставки «Реконструкция шума» Звуковой аппарат Попова «Капель», экспонат выставки «Реконструкция шума»

Аппарат «Капельница»:

Звуковой аппарат Попова «Капельница», экспонат выставки «Реконструкция шума»

Изображает шум дождя:

Барабан с горохом, его звук – сильный ливень:

Звуковой аппарат Попова «Барабан с горохом», экспонат выставки «Рекон/strongструкция шума»

Аппарат «Мощный треск»:

/strong"Звуковой Звуковой аппарат Попова «Мощный треск» (гроза), экспонат выставки «Реконструкция шума»

Этот аппарат очень громкий. По видео это не очень понятно, но в реальности от его треска аж мозг раскалывается. Теоретически «Мощный треск» должен изображать звук грозы, но у нас не очень получилось – не подгадали с длительностью звука и ритмом:

И опять фоновое железо, только теперь оно изображает не грохот поезда, а затихающие раскаты грома:

Звуковой аппарат Попова «Фоновое железо» (затихающие раскаты грома), экспонат выставки «Реконструкция шума»

Листы стали прикреплены одним краем к горизонтальной штанге. Исполнитель заранее оттягивает штангу за рукоять сантиметров на 15-20, а когда нужен гром – с силой двигает её до упора вперёд:

Просто лист фанеры, с его помощью изображали раскаты грома:

Звуковой аппарат Попова «Фанера» (раскаты грома), экспонат выставки «Реконстр/strongукция шума»

Более хитрая штуковина для раскатов грома:

Звуковой аппарат Попова «Раскатный гром», экспонат выставки «Реконструкция шума»

Устройством похожа на машины для конного транспорта, но без дребезжащих железок. Кроме того, ящик делает звук не таким резким:

И, наконец, ветер:

Звуковой аппарат Попова «Ветер», экспонат выставки «Реконструкция шума» Звуковой аппарат Попова «Ветер», экспонат выставки «Реконструкция шума»

Аппарат «Ветер» должен быть прикреплён к полу. В музее он, к сожалению, стоит свободно, поэтому, когда крутишь ручку, слегка подпрыгивает и стучит, это, конечно, в шуме ветра лишнее:

Шумовые машины, о которых мы вам здесь рассказали, – это не всё. На выставке их больше. Ну и вообще – гораздо интереснее всё это потрогать самому, а главное – послушать вблизи, а не на видео. Мы после посещения этой экспозиции вышли из музея полуоглохшие, с руками, испачканными ржавчиной, но зато довольные, как слоны. Потому что и устройства ужасно интересные, и возможность вволю пошуметь – это здорово. Выставка пробудет в Политехническом до 16 сентября 2012 года, а потом поедет по другим музеям и даже другим городам. Мы очень рекомендуем её посетить.

  • Гарри

    Шикарно, прикоснуться к прошлому веку, почувствовать работу театральных техников – спасибо, что сходили и нам показали.

  • http://www.facebook.com/people/Амир-Рашидов/100000542589852 Амир Рашидов

    Великолепно! Спасибо за репортаж.

  • Андрей

    Потрясающий репортаж. Мне, как саунд-дизайнеру, особенно любопытно. Вот бы записать эти машины в студийных условиях... Денис, про шум шагов войсковых частей – там слышно, что второй от конца видео «шаг» получился почти как настоящий, видимо, надо дергать намного быстрее, чтобы планки звучали более слитно, и не так сильно давить. Спасибо за интересный материал!

  • http://www.facebook.com/people/Юсс-Тим/100001799092622 Юсс Тим

     Схожу обязательно сам и погоню туда знакомых звукооператоров. Пусть приобщаются к «Натуральному продукту».  Спасибо, хреновине.

  • Bu33er

    Вот ведь и верно. мир изменился, и есть звуки, которые современные люди в живую уже и не слышали... «Звук отсечки» паровоза – это собственно то самое характерно «чух-чух-чух», которое он издаёт...

  • http://yatsutko.net Денис Яцутко

    Ну да. Мир меняется. Вы мне напомнили одну забавную историю. Ныне покойного Д.А. Пригова однажды спросили: убьют ли интернет и другие медиа литературу? Он сказал, что скорее всего нет. То есть, они, конечно, отъедят от неё серьёзный кусок, изменят её, но в целом литература скорее всего не умрёт. Но, потом добавил он, даже если умрёт, ничего страшного в этом нет. И рассказал, как он прогуливался по Москве с приятелем, который выгуливал собаку, огромного датского дога. И вдруг из-за угла вышла лошадь. Дог посмотрел на неё, заскулил и потерял сознание. «То есть, понимаете, – сказал Пригов, – собака никогда не видела лошадь. Человечество тысячи лет жило рядом с собаками и лошадьми. И вот собаки остались, а лошадь – не как блажь, не как редкость и экзотика, а как основа транспортной системы – исчезла. И ничего – живём. Возраст литературы в человеческой культуре гораздо меньше, чем возраст лошади. И если уж мы совершенно спокойно пережили исчезновение лошади, то исчезновение литературы переживём ещё легче».

    Паровоз в человеческой культуре – это вообще мгновение. Но яркое. Надолго запомнится.

  • Роман Александров

    Здорово!

  • http://profiles.google.com/yamiyamato Евгений Седаков

    Блин, какие же вы чудесные люди, спасибо за статью!

  • http://hrenovina.net Хреновина.net

    Спасибо, друзья. Мы стараемся.

  • Лёня

    > Дальше идёт целая серия машин, издающих свукиисправьтесь и удалите комент) прошу прощения за беспокойство

  • http://twitter.com/nojl9lk Саша Поляков

    Сходил сегодня, на деле все намного замечательнее и интереснее, чем на видео, вот только значительная часть экспонатов уже поломана, что, конечно, огорчительно

  • Talar

    Странно, часть видео перепуталась – там есть повторы одних, а других совсем нет... Но то, что есть – супер!))) Спасибо!:))

  • http://yatsutko.net Денис Яцутко

     Можете пояснить про видео? Что конкретно перепуталось? Где?

  • BellarmIn

    Спасибо, дорогая Хреновина!!! 

  • http://twitter.com/mazxSystemz Mazx mazx

    класс)

  • http://www.facebook.com/vasiliy.bossert Василий Боссерт

    Спасибо Денис! Я прям доволен, будто сам ходил.

  • http://www.facebook.com/vasiliy.bossert Василий Боссерт

    Спасибо Денис! Я прям доволен, будто сам ходил.

  • http://www.facebook.com/vasiliy.bossert Василий Боссерт

    Спасибо Денис! Я прям доволен, будто сам ходил.

  • http://www.facebook.com/vasiliy.bossert Василий Боссерт

    Спасибо Денис! Я прям доволен, будто сам ходил.

  • http://yatsutko.net Денис Яцутко

    На здоровье. Но вообще-то в этом материале больше работы Александры, чем моей. Считаю несправедливым гендерным перекосом, когда за редакционные телеги, подписанные «Хреновина.нет», благодарят меня, а Сашу забывают.

  • Александр

    Потрясающе.)) Кстати, паровая отсечка это когда паровоз под парами резкими короткими порциями ритмично стравливает излишки пара. См. Любые кадры с паровозом...