ОбзорыРепортажИнтервьюТест-драйвДегустацияExpert talkО проекте
RSS Mail

Монументальная ночь в метро

Дейнека. Мозаичный плафон «Пловцы прыгают» на станции московского метро «Маяковская» Станция метро «Маяковская» – одна из самых красивых в Москве. Она была построена в 1937—1938 годах, и её архитектор – Алексей Душкин – придумал украсить потолок мозаичными плафонами. Для их изготовления пригласили Александра Дейнеку, гениального и к тому времени уже всемирно известного советского графика и скульптора. Это, кстати, был первый опыт использования техники мозаики в советском официозном искусстве.

В акте приёмки от 28 июня 1938 года мозаичные плафоны были признаны «исполненными с технической стороны вполне удовлетворительно, а с художественной стороны во всём согласно оригиналам». Сам Дейнека был не очень доволен архитектурным решением станции: он считал, что купола слишком мелкие и находятся слишком глубоко, а масштабы картин малы для высоты, на которой они висят. И двойной купол ещё сильнее скрывает плафоны, увидеть которые можно почти только в зените. Дейнека хотел, чтоб мозаика была видна с перрона и хорошо просматривалась в сводах между колоннами.

Но, на самом деле, даже несмотря на то, что малая заметность мозаики лишает её какого-то количества потенциальных зрителей, получившееся архитектурное решение всё равно крутое: плафоны похожи на высокие окна в небо. Если вы бывали на «Маяковской» и не видели мозаики, в следующий раз обязательно поднимите голову и посмотрите. Впрочем, если бывали и видели, всё равно поднимите. Потому что эти мозаичные плафоны прекрасны.

Набирались мозаики в Ленинграде, в мастерской Академии художеств. За 8 месяцев было сделано 35 панно размером 1,43 на 2,23 метра каждое.

Трогательные карандашные наброски:

Дейнека. Наброски для мозаичных плафонов на станции московского метро «Маяковская»

Работа кипит:

Работа над мозаичными плафонами для станции московского метро «Маяковская»

Набирали плафоны по небольшим (в треть от мозаичного панно) цветным рисункам, затем мозаичную плиту цементировали и отправляли в Москву. Все мозаики объединены общей темой – «Сутки страны советов» – и расположены в определённом, заданным самим Дейнекой, порядке. Если заходить на станцию «Маяковская» со стороны Триумфальной площади, первой мозаикой должна быть «Знамя СССР», но этот плафон был утрачен в 1960-е годы при установке гермозатвора. Остальные 34 плафона на месте. На картинке, открывающей эту запись, – мозаика «Пловцы прыгают». Вот ещё некоторые из них (все можно рассмотреть поближе, кликнув по картинке):

Дейнека. Мозаичный плафон «Цветущая яблоня» на станции московского метро «Маяковская»
Дейнека. Мозаичный плафон «Кремль днём» на станции московского метро «Маяковская»
Дейнека. Мозаичный плафон «Рожь (Комбайнёрша)» на станции московского метро «Маяковская»
Дейнека. Мозаичный плафон «Парашюты в небе» на станции московского метро «Маяковская»
Дейнека. Мозаичный плафон «Лыжник» на станции московского метро «Маяковская»
Дейнека. Мозаичный плафон «Подсолнухи» на станции московского метро «Маяковская»
Дейнека. Мозаичный плафон «Чайки над водой» на станции московского метро «Маяковская»
Дейнека. Мозаичный плафон «Пионеры с моделью» на станции московского метро «Маяковская»
Дейнека. Мозаичный плафон «Скульптура (статуя)» на станции московского метро «Маяковская»

Надо сказать, что сами мы, хоть и, разумеется, давно знаем о наличии этих мозаик на «Маяковской», тоже не всякий раз ими любуемся: ритм большого города и всё такое. А вспомнить о мозаике и подробнее узнать об истории её создания нас сподвигло посещение замечательной культурной акции «Дейнека. Монументальная ночь». Мероприятие было организовано Благотворительным фондом Потанина и приурочено к выходу книги «Дейнека. Монументальное искусство. Скульптура» в рамках программы «Первая публикация». Это третий и последний том о творчестве Дейнеки, который завершил проект «Александр Дейнека. Исследования, книги, выставки. 2009–2012».

Организаторы решили воссоздать атмосферу Москвы 1920-30 годов, причём сделать это не где-нибудь, а на станции метро «Маяковская», и не когда-нибудь, а с 2 до 4 часов ночи. И, знаете, побывать на праздничном мероприятии в метро глубокой ночью – это отдельное и довольно сильное впечатление.

К приглашению был прикреплён картонный билетик в метро, точная копия билета 1937-го года:

Билет в метро образца 1937-го года внутри приглашения на культурную акцию «Дейнека. Монументальная ночь»

В вестибюле метро играла музыка, а у турникетов встречала такой вот серьёзный сотрудник метро:

Культурная акция «Дейнека. Монументальная ночь»

В зале станции стояли столики с маленькими красивыми биноклями, через которые предлагалось рассматривать мозаики:

Культурная акция «Дейнека. Монументальная ночь»
Культурная акция «Дейнека. Монументальная ночь» Культурная акция «Дейнека. Монументальная ночь»

Всем желающим раздавали мороженое (пломбир в вафельном стаканчике или эскимо на палочке) и наливали из ретро-конусов газировку с сиропом. Возможно, по фотографиям этого не видно, но ходить по хорошо знакомой станции метро ночью среди толпы нарядных людей и видеть вот такое – это ужасно приятно и веселит:

Культурная акция «Дейнека. Монументальная ночь»
Культурная акция «Дейнека. Монументальная ночь» Культурная акция «Дейнека. Монументальная ночь»

В конце зала был установлен большой экран, а перед ним – кинопроектор, который большую часть времени стоял для красоты (настоящий проектор был за экраном), но на какое-то время его на самом деле включили:

Культурная акция «Дейнека. Монументальная ночь»
Культурная акция «Дейнека. Монументальная ночь» Культурная акция «Дейнека. Монументальная ночь»

На экране показывали фрагменты работ Дейнеки, которые специально для этого мероприятия были анимированы. Вот отдельные кадры (надо заметить, мастер знал толк в женщинах и в спортивных, а также не очень спортивных телах):

Культурная акция «Дейнека. Монументальная ночь» Культурная акция «Дейнека. Монументальная ночь»
Культурная акция «Дейнека. Монументальная ночь» Культурная акция «Дейнека. Монументальная ночь»

А это – музыкальное сопровождение праздника (одно из):

Культурная акция «Дейнека. Монументальная ночь» Культурная акция «Дейнека. Монументальная ночь»

И ещё терменвокс:

Культурная акция «Дейнека. Монументальная ночь»

Затем началось представление – на выгороженной двумя лентами части зала стояли, ходили и прыгали люди, похожие на персонажей полотен Дейнеки:

Культурная акция «Дейнека. Монументальная ночь» Культурная акция «Дейнека. Монументальная ночь»
Культурная акция «Дейнека. Монументальная ночь» Культурная акция «Дейнека. Монументальная ночь»
Культурная акция «Дейнека. Монументальная ночь» Культурная акция «Дейнека. Монументальная ночь»
Культурная акция «Дейнека. Монументальная ночь» Культурная акция «Дейнека. Монументальная ночь»
Культурная акция «Дейнека. Монументальная ночь» Культурная акция «Дейнека. Монументальная ночь»
Культурная акция «Дейнека. Монументальная ночь» Культурная акция «Дейнека. Монументальная ночь»
Культурная акция «Дейнека. Монументальная ночь» Культурная акция «Дейнека. Монументальная ночь»

Эти двое лётчиков стояли по бокам от области основного действа, а когда оно стало подходить к концу, они чеканно вышли на середину зала, обошли друг друга, кратко поцеловались в губы и разошлись:

Культурная акция «Дейнека. Монументальная ночь»

Культурная акция «Дейнека. Монументальная ночь» Культурная акция «Дейнека. Монументальная ночь»

Потом была лотерея по билетикам, которые выдавали на входе, разыгрывались альбомы Дейнеки (мы выиграли один, он клёвый) и украшения. Вот такая брошка, например:

Культурная акция «Дейнека. Монументальная ночь» Культурная акция «Дейнека. Монументальная ночь»

Народу было довольно много:

Культурная акция «Дейнека. Монументальная ночь»

Напоследок всем предложили взять себе на память немного смальты:

Смальта из мозаик Дейнеки

Редкие ночные прохожие с большим удивлением смотрели на толпу, которая в 4 утра вдруг повалила из дверей станции метро «Маяковская».

P.S. И, раз уж речь зашла о мозаике. Буквально вчера, 12 июня, в Перми, на пешеходной улице (часть улицы Пермской, бывшей Кирова), стоял небольшой павильон, в котором каждый прохожий мог своими глазами посмотреть, как делается мозаика, и даже попробовать самостоятельно положить несколько цветных камешков. Всё это происходило в рамках фестиваля «Белые ночи в Перми», который продлится до конца июня, а значит, если вы в Перми или собираетесь туда в ближайшие дни, можете, наверное, ещё успеть подойти к этому павильону и познакомиться с процессом создания мозаики вплотную.

Павильон мозаики на фестивале «Белые ночи в Перми»
Павильон мозаики на фестивале «Белые ночи в Перми» Павильон мозаики на фестивале «Белые ночи в Перми»

  • http://www.facebook.com/nastasia.makarenko Nastasia Makarenko

    Фото с биноклем и фото мозаики с самолетами и цветущими ветками – прекрасные!

  • Max

    Спасибо. Жаль что не хватает информации об авторе этих мозаик – Владимире Фролове, который их делал в блокадном Ленинграде. Панно затем перевозились по Ладоге.

    Фролов умер в первую же зиму блокады.

  • Max

    Прошу прощения, в войну заканчивались конечно мозаики на Новокузнецкой. Но автор у них у всех один.

  • http://hrenovina.net Хреновина.net

    А откуда у вас информация, что Фролов был автор? Мы знаем, что он был руководителем мозаичной мастерской  в Ленинградской академии художеств. Собственно, в этой мастерской и делались плафоны, но Фролов выступал скорее как менеджер: вёл переговоры, составлял и подписывал акты, контролировал процесс и сроки. Понятно, что там не один человек мозаику набирал (это даже на приведённой в записи фотографии видно), но автор рисунков и автор мозаик – всё-таки Дейнека.